К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ЦЕРКОВНОЙ ПЕРИОДИКИ УРАЛА

Наталия Валерьевна Сальникова

Аннотация


Аксиосфера медиапродукта – ключевой пункт при изучении эффективности со-
временных религиозных СМИ, определения их места в общей журналистской сис-
теме России. Нацеленные на формирование определенных ценностных установок
воцерковленной аудитории, а в настоящее время активно стремящиеся привлечь к
диалогу и светского читателя, зрителя, слушателя, православные СМИ Уральского
Федерального округа внедряют в концептуальную основу своих медиа четыре
смыслообразующих аксиологических компонента – это любовь, милосердие, семей-
ные ценности и патриотизм. Причем в разговоре о последнем, стремясь отстаивать
идеи имперского патриотизма и призывая вернуть патриархальные основы как в
государстве, так и в отдельно взятой семье, авторами конструируется образ врага.
Данный концепт в текстах резко контрастирует с обобщением «мы». При этом авто-
ры активно, не стремясь завуалировать, используют приемы манипулирования соз-
нанием, выражающиеся как в вербальной, так и невербальной плоскостях. Это и
активное использование знаковой системы, апеллирование к мнимому эксперту,
эмоциональное моделирование с помощью изобразительных элементов и т. д. В ходе
исследования были изучены более ста наименований печатных и электронных цер-
ковных СМИ Урала за период 2010–2013 гг. В это время происходит активное вос-
становление системы православных СМИ УрФО, а также появляется целый ряд
новой печатной религиозной продукции. Такое количество, а главное разнообразие
медиапродукта способно внести существенные морально-этические корректировки
в сознание жителей отдельно взятого региона России.


Ключевые слова


патриотизм, церковные СМИ, любовь к Родине, патриотиче- ская тематика, ура-патриотизм, имперский патриотизм, образ врага, эмоциональ- ное моделирование.

Полный текст:

PDF

Литература


Иванов, М. В России убыло любви к Роди-

не / М. Иванов. – http://www.kommersant.ru/

doc/2346838 (дата обращения: 28.03.2014).

Ленин, В.И. Ценные признания Питирима

Сорокина / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 37. –

С. 188–197.

Основы социальной концепции Русской

Православной Церкви. – http://www.patriarchia.ru/

db/text/141422 (дата обращения: 17.03.2014).

Политическая энциклопедия: в 2 т. / Нац.

обществ.-науч. фонд; рук. проекта Г.Ю. Семигин.

– М.: Критика буржуазной идеологии и ревизио-

низма, 1999. – Т. 1. – 750 с.5. Пресс-выпуск № 2187 «Сколько в России

патриотов?». – http://wciom.ru/ index.php?id=

&uid=113466 (дата обращения: 17.03.2014).

Тришин, В.Н. Словарь синонимов ASIS /

В.Н. Тришин. – http://dic.academic.ru/dic.nsf/

dic_synonims/113604/%D0%BF%D0%B0%D1%82%

D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%

B7%D0%BC (дата обращения: 02.03.2014).

Философский словарь / под ред. И.Т. Фро-

лова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.