ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕТАФОРЫ)
Аннотация
В статье в рамках интегрального подхода рассматривается социальный сектор
научно-популярного текста и его основные компоненты. Анализируется использо-
вание лексических средств художественной выразительности в английских и рус-
ских научно-популярных текстах предметной области «Альтернативные источники
энергии», на примере метафоры выявляются их универсальные и культурно-
специфические характеристики. В фокусе внимания статьи находится функциони-
рование метафоры в англоязычном и русскоязычном дискурсах. В ходе исследова-
ния авторы, опираясь на предложенную А.П. Чудиновым классификацию метафо-
рических моделей дискурса, проводят собственный анализ выявленных концепто-
сфер, в результате которого составляются систематизированные модели
антропоморфной, природоморфной, социоморфной и артефактной метафоры в на-
учно-популярном дискурсе заявленной предметной области. В ходе сравнительно-
сопоставительного анализа выявляются различия в моделях, которые объясняются
с привлечением данных когнитивного и культурного секторов дискурса.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвис-
тического исследования / И.Р. Гальперин. – М.:
Наука, 1981. – 139 с.
Хомутова, Т.Н. Научный текст: инте-
гральный подход: моногр. / Т.Н. Хомутова. – Челя-
бинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. – 332 с.
Хомутова, Т.Н. Научно-популярный текст:
интегральная модель / Т.Н. Хомутова, С.Г. Пет-
ров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». –
– Т. 10, № 2. – С. 37–41.
Чудинов, А.П. Когнитивно-дискурсивное
описание метафорической модели / А.П. Чудинов
// Лингвистика: бюл. Урал. лингвист. о-ва / Урал.
гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Т. 13.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.