Метод выявления эмоциональной зрелости школьников в системе современного образования

Инна Владимировна Кровицкая

Аннотация


Описано исследование проблемы эмоциональной зрелости школьников, рассматривается существующее в отечественной психологии определение эмоциональной зрелости. Описывается разработанная автором статьи модель реакции в эмоционально заряженных ситуациях, согласно которой ситуация порождает реакцию (эмоцию) опосредованно через когнитивные, аффективные, конативные переменные. Исследовано предположение о том, что чем выше эмоциональная зрелость ребенка, тем больше его эмоциональные реакции соответствуют эмоциональным реакциям взрослого человека и тем меньше число импульсивных реакций. В экспериментальном исследовании приняли участие 498 школьников в возрасте от 8 до 16 лет, обследованных с помощью специально разработанного для данного исследования опросника, содержащего 20 вопросов и 4 варианта ответов на них, предназначенного для исследования чувства обиды как одного из ярких эмоциональных чувств. Получены значимые взаимосвязи результатов по опроснику и возраста школьников (r = 0,5 при p < 0,05), что подтверждает предположение о возрастной обусловленности взаимосвязи переменных между ситуацией и реакцией. Отсутствие значимых корреляций между уровнем успеваемости и баллами по опроснику может свидетельствовать об отсутствии прямого влияния уровня интеллектуального развития ребенка на его эмоциональную сферу.


Ключевые слова


эмоциональная зрелость, эмоциональные реакции, способы реагирования в эмоционально заряженных ситуациях, чувство обиды

Полный текст:

PDF

Литература


Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин.– СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

Чудина, Е.А. Эмоциональная зрелость личности: определение понятия и выделение критериев / Е.А. Чудина // Личность и проблемы развития: сб. работ молодых ученых / отв. ред. Е.А. Чудина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2003. – С. 112–116.

Exploring the relationships between trait emotional intelligence and objective socioemotional outcomes in childhood / S. Mavroveli, K.V. Petrides, Y. Sangareau, A. Furnham // British Journal of Educational Psychology. – 2009. – № 79. – Р. 259–272.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.