Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов

Ирина Юрьевна Завьялова

Аннотация


В статье обосновывается актуальность проблемы периодизации поздних возрастов. Предлагаются критерии дифференциации  возрастных периодов, согласно концепции нормативных кризисов развития личности: новообразования возраста и нормативного кризиса, три уровня социальной ситуации развития включая рефлексивный уровень. Представлены результаты теоретического анализа содержания нормативных кризисов перехода к возрасту мудрости и возрасту личностной интеграции. В качестве новообразований возраста мудрости выделены: обретение способности к отстраненному, созерцательному восприятию происходящего; осознание необходимости дальнейшего развития; перенос энергии на другие формы активности и на новые роли (бабушка (дедушка), советчик, наставник, консультант); переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту мудрости является выход на более высокий (исторический) уровень осознанности жизненного пути. В качестве новообразований возраста личностно интеграции выделены: осознание и решение экзистенциальной проблемы конечности бытия; принятие своего жизненного пути как единственно должного без порицания жизненного пути других; перенос энергии на работу внутреннего плана; принятие несовершенства как самого себя, так и окружающего мира. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту личностной интеграции является глобальная ответственность за все свои жизненные выборы, эго-интеграция

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.