Теоретическая модель личностного благополучия

Николай Алексеевич Батурин, Сергей Александрович Башкатов, Наталья Владимировна Гафарова

Аннотация


Обсуждается  проблема личностного благополучия человека, представлен анализ терминов «благополучие», «психологическое благополучие», «субъективное благополучие», используемых в работах зарубежных и отечественных исследователей. Приведены определения и анализ феноменов, важных для выработки стереометрических представлений обо всей совокупности проявлений благополучия человека: материальное, финансовое, социальное и межличностное благополучие. Рассмотрены обеспечивающие благополучие человека факторы,  локализованные на внешнем (внеличностном), психологическом (личностном) и субъективно-личностном уровне, приведено подробное описание базовых категорий, составляющих каждый из факторов. В заключении первой части статьи описана предлагаемая  трехкомпонентная структура модели субъективного благополучия, включающая в себя аффективный, когнитивно-аффективный и когнитивный компоненты. На основе  анализа зарубежных и отечественных исследований психологического и субъективного компонентов благополучия и изучения его психологической базы сформирована модель структурно-уровневой организации системы личностного благополучия. Обсуждается возможность функционирования модели личностного благополучия в соответствии с принципами целостности, иерархичности строения, структуризации системного подхода.


Полный текст:

PDF

Литература


Батурин, Н.А. Оценочная функция психики / Н.А. Батурин. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.- 306с.

Батурин, Н.А. Психология оценивания и оценки: теоретические и прикладные аспекты / Н.А. Батурин, И.В. Выбойщик - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011.- 243с.

Бессонова, Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей /Составитель: Ю. В. Братчикова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т., 2013. - С. 30 – 35.

Бояркин, М.Ю. Понятие субъективного благополучия и субъективного неблагополучия / М.Ю. Бояркин, О.А. Долгополова, Д.М. Зиновьева, В.В. Крутова, Е.В. Романенко, Н.С. Субочев, А.В. Юнда // Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «Волгоградская академия гос. службы», 2007.- С. 8 – 17.

Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков.- СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000.- С. 476-510.

Лебедева, А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А. Лебедева. - Москва: Изд-во Моск. гор. псих.- пед. ун-та, 2012. – 26 с.

Леонтьев, Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2011.- С. 5-11.

Ломов, Б.Ф. Системность в психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- С. 115-150.

Минюрова, С.А. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога / С.А. Минюрова, И.В. Заусенко // Педагогическое образование в России.- 2013.- №1.- С. 94 – 101.

Монусова, Г.А. Субъективное благополучие и возраст: Россия в контексте международных сравнений / Г.А. Монусова // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (сб. трудов в 4 томах).- М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.- Т.3.- С. 98 – 109.

Овчарова, Р.В. Разработка показателей и анализ факторов развития личностного потенциала и психологического благополучия учащихся в системе общего образования / Р.В. Овчарова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей /Составитель: Ю. В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013 - С. 11 – 17.

Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: авторефе. дис. … канд. психол. наук / Г.Л. Пучкова. – Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. ун-та, 2003. – 24 с.

Селигман, М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с анг.- М.: София, 2006.- 368с.

Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / М. Селигман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.- 440с.

Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику?/ П.П. Фесенко // Психология. - 2005. №4. – C. 132-138.

Шамионов, Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / Под ред. Р.М. Шамионова. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. - С. 36-41.

Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1978. – 390 с.

Ященко, Е.Ф. Субъективное благополучие и самоактуализация / Е.Ф. Ященко. - http://conf-p.narod.ru/Yashchenko.pdf (дата обращения: 04.02.2013).

Bradburn, N. The Structure of Psychological well-being / N. Bradburn.- Chicago: Aldene Pab, 1969. – 269 p.

Deci, E. L. Intrinsic motivation /E.L. Deci. - New York: Plenum Publishing Co. Japaneso Edition, Tokyo: Seishin Shubo, 1980.

Peterson, C. Early intervention from the perspective of positive psychology // Prevention & Treatment.- 2003.- Vol. 6.- Article 35.- 8 p.

Ruch, W. Values in action inventory of strengths (VIA-IS) adaptation and validation of the german version and the development of a peer-rating form / W. Ruch, R.T. Proyer, C. Harzer, N. Park, C. Peterson, M.E.P. Seligman // Journal of Individual Differences.- 2010.- Vol. 31.- No 3.- P. 138–149.

Ryff , C.D. The contours of positive human health / C.D. Ryff , B. Singer // Psychological Inquiry.- 1998.- Vol. 9.- P. 1-28.

Seligman, M. E. P. Authentic happiness: using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment./M.E.P. Seligman. - New York: Free Press, 2002.- 321p.

Seligman, M. E. P. Positive Psychology Progress: Empirical Validation of Interventions / M.E.P. Seligman, T.A. Steen, N. Park, C. Peterson // American Psychologist.- 2005.- Vol. 60.- No 5.- P. 410-421.

Seligman, M. E. P. Positive education: Positive psychology and classroom interventions / M.E.P. Seligman, R.M. Ernst, J. Gillham, K. Reivich, M. Linkins // Oxford Review of Education.- 2009.- Vol. 35.- P. 293–311.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.