Системообразующая роль учебно-профессиональной деятельности в структуре интересов и склонностей студентов, обучающихся железнодорожным специальностям

Галина Ивановна Долгих

Аннотация


Обсуждается вопрос о сиcтемообразующей функции деятельности в формировании структуры интересов и склонностей студентов, получающих среднее профессиональное образование по специальностям «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Выявленные связи интересов и склонностей показывают, что склонность к профессиям типа «Человек-Техника» и «Человек-Знак» у всех обучающихся по этим специальностям положительно связана с их техническими и околотехническими интересами, при этом по мере увеличения продолжительности образования от 1-го к 4-му курсу у студентов, обучающихся специальности «Автоматика и телемеханика», число таких связей возрастает с 5 до 8, а у обучающихся специальности «Техническая эксплуатация», наоборот, снижается. Представлены результаты исследования, подтверждающие различную степень выраженности интересов и склонностей и различный характер связей между ними на разных этапах процесса получения среднего профессионального образования.


Ключевые слова


профессионально важные качества; разноуровневые свойства интегральной индивидуальности; интересы; склонности; системообразующая функция деятельности

Полный текст:

PDF

Литература


Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности / Б.Г. Ананьев // Склонности и способности: сб. ст. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. – С. 15–36.

Батаршев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – К.: Изд-во КГУ, 1969. – 280 с.

Маркова, А.К. Психология профессио-

нализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.

Мерлин, В.С. Свойства личности как способности / В.С. Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970. – С. 8–50.

Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика,1986. – 256 с.

Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков. – Ярославль: Канцлер, 2008. – 200 с.

Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1982. – 184 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.