ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ
Аннотация
В статье рассмотрены виды библиотечной информации, доступ к которым ограничивается, основания такого ограничения и специфика доступа к данным видам информации. Значимость вышеназванной проблемы связана с тем, что хотя предназначением института библиотеки является наиболее полное удовлетворение информационных прав пользователей, базирующееся на конституционном праве на информацию, ограничение доступа к информации библиотечной сферы является объективной необходимостью.
Автор подчеркивает, что доступ к библиотечной информации, предназначенной для реализации информационных прав граждан, имеет свои ограничения, среди которых можно назвать необходимость соблюдения норм авторского права при выдаче библиотечных документов и их копий, особые требования к предоставлению информации несовершеннолетним. Рассмотрена специфика ограничения в библиотеках доступа к информации, запрещенной в связи с угрозами существующему конституционному строю, а также информации, содержащей сведения, составляющие какую-либо тайну.
Также рассмотрена специфика конфиденциальности (личной тайны чтения), не нашедшей должного теоретического осмысления и законодательного закрепления в российском праве. Приведены примеры из опыта зарубежных библиотек, закрепляющих политику конфиденциальности чтения на уровне локальных актов. Доказано, что в библиотечной сфере подлежит ограничению также доступ к информации, не предназначенной для реализации информационных прав граждан. Сделан вывод о том, что ограничение доступа к информации в библиотечной сфере носит двусторонний характер, защищая интересы общества и государства – с одной стороны, и интересы личности – с другой. Такое ограничение должно иметь четко очерченные законодательные границы, позволяющие достичь разумного баланса между удовлетворением информационных потребностей пользователей и их разумным ограничением.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Агранович, М. Для учителей предложили ввести понятие педагогической тайны / М. Агранович // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/01/21/dlia-uchitelej-predlozhili -vvesti-poniatie-pedagogicheskoj-tajny.html.
Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря / Г. А. Алтухова. – М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – 102 с.
Бундин, М. В. Опыт правового регулирования права на частную жизнь и персональных данных в Соединенных Штатах Америки / М. В. Бундин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2012. – № 3(34). – С. 162–168.
Бундин, М. В. Персональные данные как информация ограниченного доступа по российскому законодательству / М. В. Бундин // Реклама и право. – 2009. – № 1. – С. 11–15.
Минбалеев, А. В. К вопросу об ограничении доступа к информации в библиотеках / А. В. Минбалеев, Ю. В. Пономарева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2015. – № 4. – С. 99–103.
Privacy and confidentiality of library records // Multnomah County Library. Available at: multcolib.org/ru/policies-manuals/statement-privacy-and-confidentiality-library-records.
Restricted Access to Library Materials: An Interpretation of the Library Bill of Rights // ALA: American Library Association. Available at: www.ala.org/advocacy/intfreedom/library-bill/interpretations/restrictedaccess.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.