РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Аннотация
В статье проведен анализ категории «правосознание» и исследовано влияние системы административного законодательства на формирование развитого правосознания в России. Характеризуя содержание правосознания, авторы отмечают, что развитое правосознание находит свое воплощение не просто во внешне правомерном поведении членов общества, а в поведении, основанном на осознании важности и необходимости права, убеждения в его справедливости и ценности.
Авторы указывают на деление правосознания на типы, в основе которого лежат смыслообразующие идеи, и говорят о существовании четырех основных типов правосознания: конституционного, административного, уголовного и гражданского. При этом административное правосознание воплощает в себе базовые идеи, убеждения, ценности, цели, понятия, относящиеся к сфере государственного управления, деятельности исполнительной власти и соответствующих государственных органов (их должностных лиц), сфере охраны правопорядка, а также сфере осуществления административного судопроизводства.
Авторы подчеркивают, что для формирования развитого позитивного административного правосознания важны такие характеристики административного законодательства, как системность, стабильность, эффективность, логичность и непротиворечивость правовых норм, а также последующее единообразие правоприменения.
Выделен ряд системообразующих проблем, затрудняющих формирование развитого позитивного правосознания. Во-первых, это ситуационность и нестабильность административного законодательства в целом и Кодекса РФ об административных правонарущениях в частности. Во-вторых, личная ответственность субъектов административно-правовых отношений за состояние законности и правопорядка в государстве. В-третьих, обилие административных регламентов, смещающих акцент на техническую, а не содержательную составляющую процесса применения права. В-четвертых, дисбаланс интересов личности и государства. В связи с этим в статье предложены некоторые направления развития и систематизации административного законодательства.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Гранат, Н. Л. Правовое воспитание: понятие, методы и формы его осуществления / Н. Л. Гранат // Общая теория права: в 3-х т. – М., 2007. – Т. 3. – 698 с.
Комаров, С. А. Теория государства и права: учебник / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М., 2001. – 448 с.
Лукашева, Е. А. Правосознание и за-конность в социалистическом обществе (идеологические и социально-психологичес-кие факторы обеспечения законности): автореферат дис. … д-ра юрид. наук / Е. А. Лукашева. – М., 1973. – 29 с.
Осипов, М. Ю. Основные факторы, влияющие на правосознание и правомерное поведение / М. Ю. Осипов // Юридические записки. – 2013. – № 1. – С. 9–16.
Рыбаков, В. А. Правосознание: к во-просу о понятии / В. А. Рыбаков // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. – № 3 (44). – С. 23–28.
Старилов, Ю. Н. Модернизация зако-нодательства об административных правонарушениях: предпосылки, возможности и перспективы / Ю. Н. Старилов // Правопорядок: история, теория и практика. – 2015. – № 1(4). – С. 20–27.
Строева, О. А. Типологические свой-ства правосознания / О. А. Строева // Юридический мир. – 2014. – № 4. – С. 62–67.
Фогельсон, Ю. Б. Правосознание рос-сийских судей и его отражение в судебной практике высших судов / Ю. Б. Фогельсон // Закон. – 2018. – № 1. – С. 108–126.
Чикин, Л. А. Особенности формирования правосознания в России / Л. А. Чикин // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 1. – С. 104–108.
DOI: http://dx.doi.org/10.14529/law180412
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.