ОБРАЗ ПРОХОЖЕГО В «ВИШНЕВОМ САДЕ» А.П. ЧЕХОВА: ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ЖИТИЙНЫЙ И БИБЛЕЙСКИЙ АСПЕКТЫ

Наталия Николаевна Гончарова

Аннотация


В статье анализируется образ Прохожего, персонажа «Вишневого сада» А.П. Чехова. В основе методологии лежит дискурсологический подход, предусматривающий обращение к экстра-лингвистическому контексту. Обнаружено, что к числу источников формирования образа относятся следующие: «Гамлет» Уильяма Шекспира (Прохожий сопоставлен с Клавдием); Притчи Соломона; пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (сопоставлен с Билли Дэном); жития прп. Алексия, человека Божия, и св. мч. Вонифатия Тарсийского; новозаветные притчи о богаче и нищем Лазаре и о блудном сыне; творчество Н.В. Гоголя (в частности, повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»); Книга Иисуса Навина (Прохожий сопоставлен с жителями Гаваона, установлена связь с рассказом о падении Иерихона). Проведены параллели с образом Иисуса Христа, который представлен в пародийной обработке, мифопоэтическими представлениями, связанными с грозой, мифом о Деметре. Новизна исследования заключается в том, что образ Прохожего рассмотрен на основе анализа как лингвистического, так и экстралингвистического контекста.

Ключевые слова


«Вишневый сад», А.П. Чехов, Прохожий, «Гамлет», Книга Иисуса Навина, Иисус Христос, прп. Алексий, св. мч. Вонифатий, притча о блудном сыне, дискурсологический подход.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.