АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВА «ИГРА В СУДЕ» И ЕГО ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ГИБРИДНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАВОВОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ч. ДИККЕНСА «ХОЛОДНЫЙ ДОМ»)

Ирина Юрьевна Рябова

Аннотация


В статье рассматривается повествовательный мотив (на примере мотива «игра в суде») как
сюжетообразующий и смыслопорождающий компонент текста гибридного формата. Процесс
взаимодействия двух дискурсов, репрезентирующих правовую концептуальную область и область художественно-эстетического мастерства, сопровождается формированием единого пространства, в котором осуществляется трансфер знания из правовой области в художественный
текст. Функционирование повествовательного мотива в тексте исследуется с позиции различных
аспектов – аксиологического, прагматического, функционального, семантического и культурологического – с целью генерализации знания в процессе моделирования единого образа объекта
действительности. В качестве материала исследования выбран роман Ч. Диккенса «Холодный
дом», в котором доминантной сюжетной линией (на фоне двух других) является правовая, описывающая бесконечную судебную тяжбу. «Игра в суде» в данном произведении, являясь устойчивым и динамично развивающимся элементом повествования, обрастает дополнительными
коннотациями и новыми смыслами в ризоматической среде гибридного дискурса. В работе подчеркивается, что мотив «игра в суде» является фабульно выраженным компонентом повествования, призванным вскрыть «злобу дня». В ходе исследования автор делает выводы об особенностях функционирования данного мотива в романе и выявляет смысловые трансформации, транслирующие новое знание о правовой действительности XIX в.

Ключевые слова


гибридный дискурс, художественно-правовой дискурс, дискурс-мишень, дискурс-источник, повествовательный мотив, игра, аспект, фабульно выраженный компонент, ризоматическая среда, событийность, ситуативность.

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.