СТЕРЕОТИПНЫЕ РЕШЕНИЯ И КРЕАТИВНЫЕ ВЕКТОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ
Аннотация
креативных решений. На примере политических слоганов и дефиниций политических терминов
автор вскрывает векторы отклонений от стандартных стереотипных форм высказываний этого
типа, касаясь также креативных решений в области заголовков политических текстов. В основе
статьи лежит сопоставительный метод, используя который автор характеризует интенциональ-
ные, прагматические, формально-смысловые и иные направления модификаций политических
высказываний. С точки зрения автора, креативность адресанта политического текста проявляется
прежде всего в области формы, в том числе - в отступлениях от устойчивого жанрового канона и
языковой модели, в «ломке стереотипов текстообразования», на которые опирается традицион-
ное политическое сообщение. Материал статьи свидетельствует о том, что векторы креативности
в политических слоганах направлены в сторону: увеличения объема высказывания и его дис-
кретности (достаточно широкое распространение парцеллированных конструкций), индивидуа-
лизации лексического состава слогана, сдвига его тональности (от нейтральной – к ирониче-
ской), а также одновременного использования нескольких коммуникативных техник. Автор де-
лает вывод, что креативные тенденции широко реализуются не только в политической рекламе,
но во всем пространстве политического дискурса. В самом общем виде их можно свести к рас-
ширению арсенала жанров политического дискурса, диффузии и трансформации жанровых
форм; поискам способов компрессии текста в сочетании с информативной емкостью, повыше-
нию уровня аттрактивности политического текста, привлекательности его для читателей; резко-
му увеличению дискретности текста.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бабенко, Н.Г. Страсти по гламуру (о сло-
ве и явлении) / Н.Г. Бабенко // СЛОВО. РУ: Бал-
тийский акцент. – Калининград: БФУ им. И. Кан-
та, 2011. – С. 85–96.
Богоявленская, Ю.В. Воздействующий
потенциал парцеллированной конструкции в по-
литическом медиатексте / Ю.В. Богоявленская //
Политическая коммуникация: материалы меж-
дунар. науч. конф. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013.
– С. 45–49.
Богоявленская, Ю.В. Теория и методоло-
гия сопоставительного когнитивно-семиоти-
ческого корпусного исследования парцелляции во
французских и русских печатных СМИ: автореф.
дис. … д-ра филол. наук / Ю.В. Богоявленская. –
Екатеринбург, 2017.
Горбань, В.В. Лингвокреативность на служ-
бе политической интенции / В.В. Горбань // Лин-
гвистика креатива. – Екатеринбург: УрГПУ,
– С. 73–82.
Зарецкая, Е.Н. Деловое общение / Е.Н. За-
рецкая. – М.: Дело, 2002. – Т. 2.
Киселев, К.В. Политический слоган: про-
блемы семантической политики и коммуникатив-
ная техника / К.В. Киселев. – Екатеринбург: Уро-
РАН, 2002.
Краткий энциклопедический словарь
ЛДПР. – М.: Изд. Либерально-демократической
партии России, 2008.
Лазарева, Э.А. Заголовок в газете /
Э.А. Лазарева. – Свердловск, УРГУ, 1989.
Лысакова, И.П. Язык газеты и типология
прессы. Социолингвистическое исследование /
И.П. Лысакова. – СПб.: СПбГУ, 2005.
Николаева, А.В. Трэш-тенденции в русской
политической публицистике / А.В. Николаева // Язык
СМИ и политика. – М.: МГУ, 2012. – С. 547–569.
Ольшанский, Д.В. Политический PR /
Д.В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2003.
Платонова, О.В. Информационное поле и
информационная норма в СМИ / О.В. Платонова,
С.И. Виноградов // Культура русской речи. – М.:
Норма-Инфра, 1998. – С. 240–253.
Прохорова, К.В. Газетный заголовок: про-
блемы и функциональные возможности /
К.В. Прохорова. – СПб.: СПбГУ, 2005.
Руженцева, Н.Б. Речевой жанр: портрет
в контексте дискурса (к вопросу о методике опи-
сания) / Руженцева Н.Б. // Политическая лингвис-
тика. – 2015. – № 1 (51). – С. 44–58.
Скляревская, Г.Н. Давайте говорить пра-
вильно! Политический язык современной России:
краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляревская,
И.О. Ткачева. – СПб.: СПбГУ; М.: Академия,
Хазагеров, Т.Г. Общая риторика: Курс
лекций; Словарь риторических приемов / Т.Г. Ха-
загеров, Л.Г. Ширина. – Ростов н/Д: Феникс,
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.