СТЕРЕОТИПНЫЕ РЕШЕНИЯ И КРЕАТИВНЫЕ ВЕКТОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ

Наталья Борисовна Руженцева

Аннотация


Статья посвящена динамическим процессам в политической рекламе, связанными с поисками
креативных решений. На примере политических слоганов и дефиниций политических терминов
автор вскрывает векторы отклонений от стандартных стереотипных форм высказываний этого
типа, касаясь также креативных решений в области заголовков политических текстов. В основе
статьи лежит сопоставительный метод, используя который автор характеризует интенциональ-
ные, прагматические, формально-смысловые и иные направления модификаций политических
высказываний. С точки зрения автора, креативность адресанта политического текста проявляется
прежде всего в области формы, в том числе - в отступлениях от устойчивого жанрового канона и
языковой модели, в «ломке стереотипов текстообразования», на которые опирается традицион-
ное политическое сообщение. Материал статьи свидетельствует о том, что векторы креативности
в политических слоганах направлены в сторону: увеличения объема высказывания и его дис-
кретности (достаточно широкое распространение парцеллированных конструкций), индивидуа-
лизации лексического состава слогана, сдвига его тональности (от нейтральной – к ирониче-
ской), а также одновременного использования нескольких коммуникативных техник. Автор де-
лает вывод, что креативные тенденции широко реализуются не только в политической рекламе,
но во всем пространстве политического дискурса. В самом общем виде их можно свести к рас-
ширению арсенала жанров политического дискурса, диффузии и трансформации жанровых
форм; поискам способов компрессии текста в сочетании с информативной емкостью, повыше-
нию уровня аттрактивности политического текста, привлекательности его для читателей; резко-
му увеличению дискретности текста.

Ключевые слова


креативный вектор, стереотипный текст, политический дискурс, полити- ческая реклама, политический слоган, политический термин, дефиниция, парцелляция

Полный текст:

PDF

Литература


Бабенко, Н.Г. Страсти по гламуру (о сло-

ве и явлении) / Н.Г. Бабенко // СЛОВО. РУ: Бал-

тийский акцент. – Калининград: БФУ им. И. Кан-

та, 2011. – С. 85–96.

Богоявленская, Ю.В. Воздействующий

потенциал парцеллированной конструкции в по-

литическом медиатексте / Ю.В. Богоявленская //

Политическая коммуникация: материалы меж-

дунар. науч. конф. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013.

– С. 45–49.

Богоявленская, Ю.В. Теория и методоло-

гия сопоставительного когнитивно-семиоти-

ческого корпусного исследования парцелляции во

французских и русских печатных СМИ: автореф.

дис. … д-ра филол. наук / Ю.В. Богоявленская. –

Екатеринбург, 2017.

Горбань, В.В. Лингвокреативность на служ-

бе политической интенции / В.В. Горбань // Лин-

гвистика креатива. – Екатеринбург: УрГПУ,

– С. 73–82.

Зарецкая, Е.Н. Деловое общение / Е.Н. За-

рецкая. – М.: Дело, 2002. – Т. 2.

Киселев, К.В. Политический слоган: про-

блемы семантической политики и коммуникатив-

ная техника / К.В. Киселев. – Екатеринбург: Уро-

РАН, 2002.

Краткий энциклопедический словарь

ЛДПР. – М.: Изд. Либерально-демократической

партии России, 2008.

Лазарева, Э.А. Заголовок в газете /

Э.А. Лазарева. – Свердловск, УРГУ, 1989.

Лысакова, И.П. Язык газеты и типология

прессы. Социолингвистическое исследование /

И.П. Лысакова. – СПб.: СПбГУ, 2005.

Николаева, А.В. Трэш-тенденции в русской

политической публицистике / А.В. Николаева // Язык

СМИ и политика. – М.: МГУ, 2012. – С. 547–569.

Ольшанский, Д.В. Политический PR /

Д.В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2003.

Платонова, О.В. Информационное поле и

информационная норма в СМИ / О.В. Платонова,

С.И. Виноградов // Культура русской речи. – М.:

Норма-Инфра, 1998. – С. 240–253.

Прохорова, К.В. Газетный заголовок: про-

блемы и функциональные возможности /

К.В. Прохорова. – СПб.: СПбГУ, 2005.

Руженцева, Н.Б. Речевой жанр: портрет

в контексте дискурса (к вопросу о методике опи-

сания) / Руженцева Н.Б. // Политическая лингвис-

тика. – 2015. – № 1 (51). – С. 44–58.

Скляревская, Г.Н. Давайте говорить пра-

вильно! Политический язык современной России:

краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляревская,

И.О. Ткачева. – СПб.: СПбГУ; М.: Академия,

Хазагеров, Т.Г. Общая риторика: Курс

лекций; Словарь риторических приемов / Т.Г. Ха-

загеров, Л.Г. Ширина. – Ростов н/Д: Феникс,


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.