КОНЦЕПТОСФЕРА ЧУДЕСНОГО В СКАЗКАХ Л. КЭРРОЛЛА ALICE’S ADVENTURES IN WONDERLAND AND THROUGH THE LOOKING-GLASS

Евгения Михайловна Абышева

Аннотация


В статье автор предлагает лингво-когнитивный анализ концептосферы чудесного на мате-
риале произведений Л. Кэрролла Алиса в Стране Чудес и Алиса в Зазеркалье. В результате были
выявлены следующие лингвокогнитивные признаки реализации концепта ЧУДО: игра слов, ан-
тонимы, окказионализмы, неологизмы, а также наличие антропоморфных существ, превращений,
нарушение хронологии времени. Все эти приёмы так или иначе находят своё языковое воплоще-
ние и умело используются автором для передачи атмосферы чудесного. Концепт ЧУДО относит-
ся к эмоционально-познавательным концептам, поскольку, с одной стороны – его движущей си-
лой является любопытство, интерес к познанию окружающего мира, а с другой – чудо способно
пробуждать в нас практический весь спектр эмоций, от лёгкого удивления до восторга или него-
дования. Эмоции при этом осмысляются и наделяются национальными характеристиками, что
свидетельствует о культурной маркированности концепта ЧУДО. Автор делает вывод о том, что
исследуемые произведения помогают нам проникнуть в суть процессов познания, взаимодейст-
вия языка, мышления и памяти. Всё это, безусловно, является актуальным направлением науки
сегодняшнего дня.

Ключевые слова


когнитивная лингвистика, нейротехнологии, концептосфера, сказочный дискурс, концепт ЧУДО.

Полный текст:

PDF

Литература


Абышева, Е.М. Концептуальные инверсии:

концепт «чудо» (на материале русских и ирландских

пословиц, поговорок и сказок): дис. … канд. филол.

наук / Е.М. Абышева. – Тюмень, 2008. – 222 с.

Белозёрова, Н.Н. Нейрогуманитарный по-

ворот / Н.Н. Белозёрова // Вестник Тюменского

государственного университета. Гуманитарные

исследования. Humanities. – 2016. – Т. 2, № 2. –

С. 10–23.

Маковский, М.М. Сравнительный словарь

мифологической символики в индоевропейских

языках. Образ мира и миры образов / М.М. Маков-

ский. – М.: Владос, 1996. – 415 с.

Плахова, О.А. Лингвосемиотика англий-

ской сказки: жанровое пространство, знаковая

репрезентация, дискурсивная актуализация: дис.

… д-ра филол. наук / О.А. Плахова. – Волгоград,

– 542 с.

Севастьянова, В.С. Изучение архетипиче-

ских структур в языковой и ментальной картинах

мира (на примере романтического и символист-

ского дискурсов) / В.С. Севастьянова, А.И. Дуб-

ских, С.В. Харитонова // Вопросы когнитивной

лингвистики. – 2017. – № 1. – С. 33–38.

Clerc, S. Le conte en classe d'accueil, support

de développement des compétences linguistiques,

discursives, référentielles et socioculturelles. [Electronic

resource] / S. Clerc. – http//www.

http://trema.revues.org/126 (date of reference:

02.2018)

Miftah Royani. The Use of Local Culture

Texts for Enthusiastic English Reading Teaching /Royani Miftah // The International Journal of Social

Sciences. – 2013. – Vol.7, №1. – P. 130–135.

Robson, D. Five Things Alice in Wonderland

Reveals about the Brain [Electronic resource] /

D. Robson. – http://www.bbc.com/future/story/20150225-

secrets-of-alice-in-wonderland (date of Reference:

02.2018)

Woolcott Alexander. Introduction // Lewis

Carroll The Complete Illustrated. – London:

Wordsworth Library Collection, 2008. – P. 7–15.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.