ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НОВОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ДИСКУРСИВНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО XVIII ВЕКА
Аннотация
популярного дискурса. Данный дискурс трактуется как продукт деятельности институциональ-
ного субъекта (научного экспертного сообщества) и как результат дискурсивной деятельности
индивида (ученого-исследователя), который порождает и интерпретирует научно-популярный
дискурс, опираясь на опыт совместной деятельности с коллегами, распространяя результаты
своих исследований, добиваясь признания в обществе. Устанавливается, что авторитетные ис-
точники информации, к которым относятся знатоки-эксперты, оказывают наибольшее потенци-
альное воздействие на адресата, получающего новую информацию. Выявляется, что авторитет-
ность ученых-филологов, участвовавших в создании Энциклопедии Д. Дидро и Ж.Л. Д’Алам-
бера, основывалась на их коммуникативном лидерстве, что подразумевало авторскую
энциклопедическую доминацию (глубокое знание процессов научного развития и умение их
описать, высокий общекультурный уровень) и лингвистическую компетенцию (владение литера-
турной нормой и использование престижных форм языка). Избрание нового научно-популярного
жанра для отстаивания своих научных взглядов отразило коммуникативное лидерство создате-
лей и авторов Энциклопедии. Доказывается, что Французская Энциклопедия XVIII в. стала яр-
ким примером нового и значимого для того времени научно-популярного жанра. Приглашение в
качестве авторов личностей, знаковых для эпохи Просвещения, пользовавшихся успехом среди
образованной, читающей публики, способствовало несомненному повышению авторитета самого
справочного издания.
Ключевые слова
Литература
Адамс, Д. Космополитизм и книгоиздание:
случай «Энциклопедии» / Д. Адамс // Новое лите-
ратурное обозрение. 2011, № 4 (110). – URL:
http://www.nlobooks.ru/node/1086 (дата обраще-
ния: 28.10.2018).
Батиев, Л.В. Учение Ш.Л. Монтескье о «ду-
хе законов» / Л.В. Батиев // Юридический вестник
Ростовского государственного экономического
университета. – 2005. – Т. 1, № 33. – С 11–18.
Бёрн, Р. Энциклопедия / Р. Бёрн; пер.
с итал. Н.Ю. Плавинской // Мир Просвещения.
Исторический словарь. – М.: Памятники истори-
ческой мысли, 2003. – С. 185–193.
Богуславский, В.М. Философия в Энцикло-
педии Дидро и Д’Аламбера / В.М. Богуславский. –
М.: Наука, 1994. – 720 с.
Борисова, Е.Г. Алгоритмы воздействия /
Е.Г. Борисова. – М.: Международный институт
рекламы, 2005. – 140 с.
Викулова, Л.Г. Французский литератор
XVII века: энциклопедическая доминация, лингвис-
тическая компетенция, коммуникативное лидер-
ство / Л.Г. Викулова // Древняя и Новая Романия. –
– Т. 17, № 1 (17). – С. 266–278.
Герасимова, С.А. Учебно-дидактический
текст в педагогической коммуникации: лингво-
прагматический аспект / С.А. Герасимова. – М.:
МГПУ, 2015. – 224 с.
Иссерс, О.С. Дискурсивная практика как на-
блюдаемая реальность / О.С. Иссерс // Вестник Ом-
ского университета. – 2011. – № 4. – С. 227–232.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.