КОМПЕТЕНЦИИ НООСФЕРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любовь Кимовна Гейхман, Ирина Вячеславовна Ставцева

Аннотация


Человеческая цивилизация проходит период глубокого кризиса, что выводит на пер-
вый план вопросы ноогенеза, означающего приоритет духовного развития отдельного ин-
дивида, который готов к продуктивному взаимодействию в целях сохранения планеты от
разрушающего воздействия человека. Однако пандемия COVID19 сегодня явно демонст-
рирует, насколько современный мир теряет реальное взаимодействие, переходя к опосре-
дованному технологиями, зависимому от онлайн обмену избыточными данными, что об-
рисовывает рамки назревшего противоречия между необходимостью развития компетен-
ций ноосферной личности и недостатком человеческого взаимодействия. Следовательно,
в современных условиях формированию ноосферной личности необходимо уделять боль-
шее внимание, и эта задача может быть решена при помощи педагогической науки. Дан-
ная статья посвящена определению понятия ноосферной личности и моделированию про-
цесса формирования необходимых компетенций в условиях дистанционного образования.
Цель исследования – смоделировать процесс формирования компетенций в дистанцион-
ной ноосферной среде. Используемые методы включают анализ литературы и моделиро-
вание педагогического процесса. Результаты представлены в двух взаимосвязанных педа-
гогических моделях: модель взаимодействия субъектов дистанционного образовательного
процесса с точки зрения ноосферной педагогики и компетентностная модель ноосферной
личности. При этом модель взаимодействия дает представление о структуре коммуника-
ции при дистанционном образовании, в то время как компетентностная модель раскрывает
содержание процесса формирования ноосферной личности, отражая переход от компе-
тентности к культуре личности и демонстрируя значимость компетенции гражданственно-
сти, которая является основным двигателем изменений. Исследование показывает новый
эффективный подход к пониманию образовательного кризиса и может быть использовано
в качестве основополагающего для разработки программ дистанционного образования и
обучающих курсов.


Ключевые слова


ноосферная личность, ноосферная педагогика, дистанционное обу- чение, синергетическая педагогика, формирование компетенций, коэволюционное взаимодействие

Полный текст:

PDF (English)


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped200403

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.