АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО ВУЗА К ВЫНУЖДЕННОМУ ДИСТАНТУ

Ксения Николаевна Волченкова

Аннотация


Настало время осмыслить опыт реализации образовательных программ российскими
университетами в условиях пандемии, чтобы выявить лучшие практики, наметить пути
трансформации системы высшего образования с учетом полученного опыта, оптимизиро-
вать работу преподавателей, снизить отрицательное влияние на физическое здоровье уча-
стников образовательного процесса. В академическом дискурсе на данную тему чаще
всего слышатся голоса управленческих кадров в сфере высшего образования, но необхо-
димо предоставить слово и непосредственным участникам образовательного процесса –
преподавателям. В статье описан «форс-мажорный» опыт вуза Программы 5-100 в реали-
зации образовательных программ в условиях вынужденного дистанта. Цель статьи – вы-
явить отношение преподавателей университета к образовательной деятельности в усло-
виях вынужденного перехода на обучение с использованием дистанционных технологий,
проанализировать реакцию преподавателей на новый формат образовательного процесса.
Анкетирование 63 преподавателей кафедры иностранных языков Южно-Уральского го-
сударственного университета выявило, что «болевыми точками» являются многократное
увеличение времени работы за компьютером, рост электронной отчетности, ухудшение
физического здоровья, низкий уровень ИКТ готовности преподавателей, а к основным
положительным результатам преподаватели отнесли профессиональный рост в области
использования ИКТ, появившуюся уверенность в использовании онлайн-образовательных
сервисов, возможность индивидуализации образовательного процесса, независимость от
технической оснащенности университетской аудитории. Основываясь на анализе опыта пре-
подавателей российского университета и данных аналитических отчетов Министерства науки
и высшего образования Российской Федерации, автор предлагает ряд рекомендаций, кото-
рые помогут оптимизировать работу преподавателя в условиях чрезвычайных ситуаций.


Ключевые слова


чрезвычайная ситуация, вынужденный дистант, отношение препо- давателей, ИКТ-компетентность, онлайн-средства коммуникации, учебная деятельность

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped200409

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.