КОЭВОЛЮЦИЯ ИННОВАЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

И.О. Котлярова

Аннотация


Образовательное пространство как совокупность образовательных систем развивается как вследствие самоорганизации, так и под воздействием внешних факторов управления. Феномены образовательной системы, образовательного пространства и их развития достаточно изучены в науке. Движущей силой развития образовательных систем являются образовательные новации.
Системно-синергетические взаимосвязи между инновационными системами и условиями образовательного пространства позволяют предположить, что развитие их происходит согласованно. В педагогике вопросы связей между развитием инноваций и образовательных пространств, в которых они происходят, исследованы недостаточно. Ученые изучают конкретные инновации в определенных
образовательных пространствах. Согласованное развитие инноваций и образовательного пространства является малоизученной областью педагогики. Цель статьи – исследование общих вопросов коэволюции инновации и образовательного пространства. Методологические основания исследования включают: диалектические всеобщие законы развития, конкретизация которых позволяет раскрыть
процессуальные развития инновации и образовательного пространства; стадии развития систем,
адаптированные к этапам инновации; явления бифуркации, самоорганизации, антропосинергизма, объясняющие закономерности развития; концепции устойчивого развития применительно к образованию. Автором установлено соответствие между этапами инновации (созидание, освоение, апробация, внедрение) и состояниями образовательного пространства (актуализировавшимся, переходным,
установившимся); охарактеризованы процессуальные реализации коэволюции на каждом этапе; охарактеризована взаимная адаптация инновационной системы и координат образовательного пространства (нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулирующей, коммуникативно-информационной).

Ключевые слова


инновация, образовательное пространство, этапы, состояния, коэволюция

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped230101

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.