ИНТЕГРАЦИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДОВ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Лариса Алексеевна Липская

Аннотация


Статья посвящена анализу интеграции синергетического и социокультурного подхода в социально-гуманитарном образовании, что позволяет видеть мир образования, общества, культуры и человека целостно, в их неразделенном единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии, как нелинейно саморазвивающиеся и самоорганизующиеся открытые системы. Основной целью является исследование эвристических возможностей синергетического подхода к изучению динамики развития системы социально-гуманитарного образования, подверженной внешнему воздействию возникающих трансформаций социокультурной окружающей среды. Показаны возможности реализации принципов синергетики: саморазвития, самоорганизации, дополнительности, интегративности, коэволюции сложных открытых человекоразмерных систем, к которым относится и система вузовского социально-гуманитарного образования. Вместе с тем отмечаются также пределы и ограничения использования синергетического подхода в условиях изменившейся международной обстановки и экспансии современной западной культуры, влияние которой приводит к размыванию и утрате традиционных российских ценностей. В связи с реализацией новой Концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин, акцентирующей внимание на изменении ценностных приоритетов воспитания в высшем образовании, предлагается дополнить синергетический подход социокультурным подходом к социально-гуманитарному образованию, ориентированному на сохранение традиций и самобытности отечественной культуры, на формирование общегражданской идентичности российского общества. Предложены педагогические условия реализации взаимодополняющих друг друга синергетического и социокультурного подходов. Они направлены на создание открытого социокультурного образовательного пространства, на развитие у студентов межкультурной компетенции в процессе толерантного диалога, совместный творческий поиск решения социальных проблем на основе использования интерактивных методов обучения.

Ключевые слова


социально-гуманитарное образование; концепция; ценностные приоритеты; социокультурный подход; синергетический подход; интеграция

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped230401

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.