ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Евгений Николаевич Петров, Владимир Александрович Беликов, Петр Юрьевич Романов, Наталья Сергеевна Васева

Аннотация


В статье рассматривается проблема цифровой трансформации образовательной среды организаций среднего общего, среднего профессионального и высшего образования. Актуальность цифровизации сферы образования определяется на государственном уровне, на уровне управления каждой сферой образования. Успех решения проблемы в значительной степени зависит от отношения субъектов образовательной среды к цифровизации образования и понимания сути процессов цифровой трансформации. Подход авторов заключается в признании инновационности деятельности педагогов и обучающихся в соответствии с потенциалом цифровой трансформации, в первую очередь, в обеспечении интеллектуального развития обучающихся. Целью статьи является уточнение характера отношения и понимания педагогами и обучающимися цифровой трансформации образовательной среды, для достижения которой проведено масштабное анкетирование субъектов образовательной среды. Результаты анкетирования показывают преобладание настороженного, но в целом позитивного отношения педагогов и обучающихся к цифровизации образования. Отмечен высокий уровень неопределенности в понимании цели цифровой трансформации и ее сути.
Установлено, что цифровая трансформация образовательной среды рассматривается как инновационный процесс совершенствования содержания, методов и технологий всех уровней образования. При этом большинство педагогических работников считают, что цифровая трансформация образования осуществляется внешними субъектами. Отношение педагогических работников, обучающихся и других субъектов образования к цифровизации образования носит явно противоречивый характер: с одной стороны, цифровизация рассматривается как универсальное средство решения задач образования, с другой – как навязываемые извне мероприятия, приводящие к излишней загруженности педагогов в профессиональной деятельности. Продуктивному решению данного противоречия способствует создание комплекса организационно-педагогических условий цифровой трансформации образовательной среды.

Ключевые слова


цифровизация образования; образовательная среда; отношение; педагоги; обучающиеся; цифровая трансформация

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped230406

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.