СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ВУЗА КАК РЕСУРСНЫЙ ФАКТОР КОГНИТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В контексте общемировых и российских социальных, экономических, технологических, культурных и ценностных изменений сохранение и поддержание когнитивного здоровья педагогов вузов РФ становится насущной проблемой для общества и одной из важнейших государственных задач. Масштабность проблемы постарения и распространенности когнитивных расстройств педагогов усиливает научный интерес к изучению ее различных аспектов как отечественными, так и зарубежными исследователями. Кроме того, сложность и неоднозначность феномена возрастного когнитивного здоровья педагогов обусловливают дифференциацию теоретических подходов к его описанию и поиск факторов, позволяющих смягчить или отсрочить проявления негативного характера. Настоящее пилотное исследование вносит вклад в решение этой проблемы с помощью теоретического рассмотрения феномена субъектности как ресурсного фактора когнитивного здоровья педагогов средней взрослости. Анализ научных источников по проблеме исследования позволил определить в качестве теоретической базы концепцию когнитивного резерва. Установлены основные характеристики и компоненты субъектности. Выявлены физиологические, в том числе когнитивные, и психологические особенности организма в период среднего возраста. Материалы и результаты исследования могут быть использованы психологической службой вузов для практической работы психологов с педагогическим коллективом; подразделениями повышения квалификации педагогов; педагогами-психологами при проведении психологического консультирования.
Ключевые слова
преподаватели университета, субъектность, когнитивное здоровье, когнитивный резерв, программа
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped240309
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.