ДИДАКТИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Маргарита Алексеевна Юрченко

Аннотация


Проектное обучение как дидактическая система, будучи непривычной для российского образовательного контекста, обеспечивает связь обучающихся с их сообществами, способствует углублению понимания демократии, формирует гражданственность. Цель исследования – доказать предпочтительность использования дидактической системы «проектное обучение» для формирования гражданственности разных категорий обучающихся. Исследование опирается на комплексную методологию, сочетающую культурологический, личностно-деятельностный и аксиологический подходы, а также взаимодополняющие теоретические и эмпирические методы (педагогическое моделирование, эксперимент и опрос). В работе подробно анализируется педагогический эксперимент (N = 66, 2023/2024 учебный год), проведенный автором, с помощью которого было доказано, что проектное обучение способствует приобретению компетенций по мере того, как обучающиеся решают проблемы, связанные непосредственно как с локальным сообществом, так и с глобальными проблемами современности. Представлены разработанные автором инструменты и процедуры оценивания, дидактическое наполнение проектных модулей, выявлены трудности и потенциал проектного обучения. Автор приходит к выводу о том, что проектное обучение масштабируемо. Организация учебной программы по гуманитарно-социальным наукам в дидактической системе проектного обучения имеет потенциал для трансформации обучения, как на уровне высшего образования, так и на уровне средней школы. Обучающиеся познают связи с окружающим миром и связи наук между собой в процессе разрешения проблемных ситуаций разного уровня сложности. Проектное обучение особенно ценно тем, что задействует внутреннюю мотивацию обучающихся в качестве главного двигателя образовательного процесса. Таким образом, студенты воспринимают обучение не только через призму оценок или отдельного приобретения полезных навыков, но и через понимание того, какую пользу они могут принести обществу и как стать его полноценными членами.

Ключевые слова


проектное обучение, дидактика, гражданственность, средняя школа, вуз, обучение действием

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped240406

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.