ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ВИД ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Процессы конвергенции и возникновение сквозных технологий радикально трансформируют производственную технологическую платформу и влияют на научную картину мира, что, в свою очередь, оказывает воздействие на формирование направленности будущих технических специалистов. Это расширяет диапазон развития личности за рамки технической сферы. В свете этих изменений возникает проблема определения личностных характеристик, которые влияют на формирование направленности на определенный вид инженерной деятельности у будущих технических специалистов. Цель исследования: эмпирически проверить значимые взаимосвязи личностных характеристик с направленностью на вид инженерной деятельности у будущих специалистов технического профиля. Выборку исследования составили 125 студентов 1–2-х курсов, обучающихся по программам высшего образования технических профилей. Средний возраст обучающихся 18,8 года. Применены методики: «Направленность на вид инженерной деятельности» (автор О.П. Годлиник) для определения ведущего вида направленности на инженерную деятельность; «Методика исследования самоуправления» (авторы J. Kuhl, A. Fuhrman; адаптация О.В. Митиной, Е.И. Рассказовой) – для исследования саморегуляции и самоконтроля личности; «Опросник субъективной локализации контроля» (авторы С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, J. Rotter) – для исследования интернальной направленности локуса контроля; «Опросник креативности Джонсона» – для оценки проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению; «Карта интересов Голомштока» (автор А.Е. Голомшток, модификация О.П. Мешковской и др.) – для определения сформированности интереса в области электро- и радиотехники (техническому профилю профессии). Использован метод ранговой корреляции Спирмена (rs). Исследование показало, что у студентов, обучающихся по программам технического профиля, преобладает направленность на производственный вид инженерной деятельности; личностные характеристики будущих специалистов технического профиля оказывают влияние на формирование направленности на вид инженерной деятельности; для всех видов направленности
в инженерной деятельности (кроме научно-исследовательской) значимое влияние имеет саморегуляция будущих специалистов. Формирование направленностей на виды инженерной деятельности у студентов необходимо проводить с учетом педагогической поддержки проявлений саморегуляции (самоопределения, самомотивации и саморелаксации) как в учебной, так и во внеучебной работе.
Ключевые слова:
в инженерной деятельности (кроме научно-исследовательской) значимое влияние имеет саморегуляция будущих специалистов. Формирование направленностей на виды инженерной деятельности у студентов необходимо проводить с учетом педагогической поддержки проявлений саморегуляции (самоопределения, самомотивации и саморелаксации) как в учебной, так и во внеучебной работе.
Ключевые слова:
Ключевые слова
направленность личности, вид инженерной деятельности, личностные характеристики, технический профиль подготовки, будущий инженер
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped240407
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.