СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Иолана Гронцова

Аннотация


Ян Амос Коменский (1592–1670) – один из выдающихся представителей Европейской культуры, философии, теологии и педагогики. Коменский был одним из основателей системы образования, благодаря ему педагогика стала отдельной областью знаний и самостоятельной наукой. В своих работах Ян Амос Коменский обосновал основы дидактики, теории педагогики, дошкольного обучения, организацию и управление образовательным процессом. Кроме того, в его работах особое внимание уделяется и социально-педагогическим аспектам образования – сфере малоизученной с точки зрения социальной педагогики и педагогики социальной помощи. В статье показан неоднозначный, но плодотворный вклад Я.А. Коменского в развитие социально-педагогических представлений о действительности. Представлены несколько периодов развития социально-педагогических представлений Я.А. Коменского. Первый период до 1620 г. характеризуется написанием работ, в которых автор критикует социальное неравенство. Во второй период, до 1627 г. Я.А. Коменский развивает социальную педагогику для детей-сирот. Третий, пансофический период, до 1641 г. характеризуется разработкой теории универсального знания. В этот период Я.А. Коменский развивает идеи об образовании как средстве развития и социального совершенствования как человека, так и мира. Эта идея разрабатывается педагогом в четвертый период, во время пребывания в Англии (1641–1642 гг.). Следующий, пятый период, до 1656 г., является реформистским, когда Ян Амос Коменский (1592–1670) – один из выдающихся представителей Европейской культуры, философии, теологии и педагогики. Коменский был одним из основателей системы образования, благодаря ему педагогика стала отдельной областью знаний и самостоятельной наукой. В своих работах Ян Амос Коменский обосновал основы дидактики, теории педагогики, дошкольного обучения, организацию и управление образовательным процессом. Кроме того, в его работах особое внимание уделяется и социально-педагогическим аспектам образования – сфере малоизученной с точки зрения социальной педагогики и педагогики социальной помощи. В статье показан неоднозначный, но плодотворный вклад Я.А. Коменского в развитие социально-педагогических представлений о действительности. Представлены несколько периодов развития социально-педагогических представлений Я.А. Коменского. Первый период до 1620 г. характеризуется написанием работ, в которых автор критикует социальное неравенство. Во второй период, до 1627 г. Я.А. Коменский развивает социальную педагогику для детей-сирот. Третий, пансофический период, до 1641 г. характеризуется разработкой теории универсального знания. В этот период Я.А. Коменский развивает идеи об образовании как средстве развития и социального совершенствования как человека, так и мира. Эта идея разрабатывается педагогом в четвертый период, во время пребывания в Англии (1641–1642 гг.). Следующий, пятый период, до 1656 г., является реформистским, когда


Ключевые слова


Ян Амос Коменский, социальная педагогика

Полный текст:

PDF (English)

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.