МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Владимир Александрович Золотарев

Аннотация


Создание федеральной службы войск национальной гвардии, усложнение задач и условий их выполнения актуализирует некоторые «традиционные» задачи военных вузов, ставя их первоочередными в процессе профессиональной подготовки курсантов. Среди них и подготовка выпускников, способных и готовых к непрерывному профессиональному самообразованию. Вместе с тем, как показывают анализ практики и опросы, проведенные нами, в военных вузах не акцентируется внимание на ней как одной из основных форм обучения, так как большинство преподавателей и командиров курсантских подразделений считают, что умение учиться формируется само. Данная статья является попыткой решить проблему путем разработки модели, способной изменить существующую практику и обеспечить целенаправленную и систематическую работу по формированию у курсантов готовности к профессиональному самообразованию. В ходе разработки модели нами были использованы методы обзора научной литературы по проблематикам «готовности», «профессионального самообразования», «готовности к профессиональному самообразованию», моделирования педагогических явлений, анализа требований документов, регламентирующих профессиональную подготовку в военных вузах, практики формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов, наблюдения и социологического опроса. Индуктивно определены субъекты процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию, цели, задачи, решаемые каждым субъектом, содержание деятельности субъектов. С использованием методов анкетирования и математической статистики определены уровни сформированности готовности к профессиональному самообразованию у курсантов. В результате готовность к профессиональному самообразованию определена как ключевая компетенция, которой должен овладеть выпускник, описана модель, включающая в себя комплекс взаимосвязанных элементов (субъекты, цели, задачи, формы, методы, средства, условия, диагностика, направление возможной корректировки содержания элементов), функционирующих по типу «взаимосодействия». Разработанная модель апробирована в ходе опытно-экспериментального исследования в 2015–2016 годах и внедрена в практику Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии. Полученные экспериментальные данные ее применения доказывают ее результативность и высокую технологичность.


Ключевые слова


профессиональное самообразование, готовность к профессиональному самообразованию, модель формирования готовности к профессиональному самообразованию, курсанты военных вузов

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped170109

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.