МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ КАК ФАКТОР КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Наталья Александровна Лызь, Ирина Олеговна Нещадим

Аннотация


Осознанный выбор выпускником школы дальнейшей образовательно-профессиональ-
ной траектории является важным фактором учебной активности студентов, вовлеченно-
сти в учебно-профессиональную деятельность, и, соответственно, успешности компе-
тентностно-ориентированного обучения. Однако выбор вуза и направления образования
не всегда является результатом личностного, профессионального, образовательного са-
моопределения абитуриентов, не всегда осознан и основан на внутренних мотивах само-
развития и самореализации в профессии. Необходимость учета мотивации студентов при
управлении обучением и отсутствие соответствующей диагностики на этапе поступления
в вуз актуализируют проведение специальных исследований. Данное исследование на-
правлено на выявление субъективных оснований выбора вуза и направления профессио-
нального образования, а также степени осознанности профессионального выбора у сту-
дентов технических направлений подготовки. В нем приняли участие 176 студентов пер-
вого курса двух вузов. В опросе использовалась специально разработанная анкета,
прошедшая экспертизу и апробацию. Выявленные в исследовании субъективные основа-
ния свидетельствуют о сочетании престижно-материальных мотивов выбора вуза и на-
правления образования и личностной заинтересованности студентов в освоении профес-
сии. Результаты дополняют научные представления о мотивационных факторах обучения
в вузе, показывают необходимость поддержки профессионального самоопределения, раз-
вития профессиональных интересов студентов и стремления к самореализации в учебной
и профессиональной деятельности. Понимание мотивации поступления в вуз и субъек-
тивных оснований выбора студентами профессии позволит преподавателям находить но-
вые пути повышения эффективности компетентностно-ориентированного обучения.


Ключевые слова


высшее образование, компетентностно-ориентированное обучение, мотивы, выбор вуза, выбор направления образования, профессиональное самоопределение.

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped180102

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.