ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАННОСТИ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сергей Геннадьевич Сериков

Аннотация


Инклюзивное образование широко распространяется в России. Важно, чтобы оно
способствовало развитию образованности без ущерба для здоровья лиц с ОВЗ. Это требу-
ет разработки соответствующего диагностического аппарата. Теоретические предпосылки
разработки данного вопроса прослеживаются в научных трудах, посвященных общим
проблемам высшего образования и повышению его качества, проблемам гуманизации об-
разования, здоровьесбережения в образовании, инклюзивного образования, педагогиче-
ской диагностики образованности и здоровья. Образованность обучающихся может быть
охарактеризована четырьмя основными аспектами: осведомленность, сознательность,
действенность и умелость. В процессе усвоения образованности лицами с ОВЗ наблюда-
ется повышенная утомляемость, поэтому их состояние здоровья имеет смысл отслежи-
вать особо. При этом целесообразно опираться на пять основных показателей: сопротив-
ляемость, адаптируемость, восстанавливаемость, мобилизуемость и развиваемость.
На основе охарактеризованных выше показателей образованности и здоровья можно
осуществлять их диагностику. Оценку образованности студентов с ОВЗ целесообразно
осуществлять по четырем вышеуказанным показателям с использованием трехуровневой
шкалы, предполагающей выделение высокого, среднего и низкого значений. В статье да-
на характеристика каждого уровня по каждому показателю. В качестве основных методов
диагностики предложено использовать тестирование и анкетирование. При оценке пока-
зателей здоровья рекомендуется использовать три уровня, характеризующие соответст-
венно наличие отрицательных, нейтральных и положительных тенденций в значениях
каждого из пяти вышеназванных показателей. В тексте статьи приведено описание дан-
ных уровней по всем этим показателям. Применяемый инструментарий для их диагно-
стирования базируется на использовании средств оперативного выявления наступления
утомления студентов с ОВЗ. Для этих целей в статье предложены конкретные психологи-
ческие тесты, методики наблюдения за состоянием обучающихся.
Предложенные средства и методы педагогической диагностики позволяют выявлять
особенности студентов с ОВЗ, требующие учета при составлении адаптированных обра-
зовательных программ, а также оперативно оценивать состояние таких обучающихся
на любом этапе инклюзивного образовательного процесса.


Ключевые слова


здоровьесберегающее образование; инклюзивное образование; студенты с ОВЗ; педагогическая диагностика; показатели образованности; показатели здоровья обучающихся

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped190203

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.