КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПРОГРАММНОЙ ИНЖЕНЕРИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Рената Загитовна Елсакова, Елена Владимировна Батина, Яна Васильевна Семенова, Бахыт Батырханович Раимбаев

Аннотация


В статье рассматривается актуальная проблема подготовки студентов уровня магист-
ратуры к профессиональной коммуникации. На основе теоретического анализа трудовых
функций программистов, указанных в профессиональном стандарте, анализа компетен-
ций, выделенных во ФГОС ВО 3+, авторами выделено «западающее» качество – готов-
ность к профессиональной коммуникации, вследствие чего требуется поиск продуктив-
ных мер, способствующих развитию данного вида готовности.
Целью исследования, представленного в статье, является конструирование модели
формирования готовности будущих магистров программной инженерии к профессио-
нальной коммуникации. Сообразно цели решены следующие задачи: 1) разработан и ап-
робирован алгоритм конструирования модели; 2) с помощью анализа документов обосно-
вана актуальность исследуемой проблемы; 3) в результате анализа научных источников
уточнено определение готовности будущих магистров программной инженерии к про-
фессиональной коммуникации и определен перечень необходимых знаний, умений и на-
выков; 4) с использованием метода моделирования сконструирована структурная модель
образовательного процесса и дано содержательное наполнение ее компонентов. Для ре-
шения поставленных задач мы опирались на методологию системного, компетентностно-
го и интегративного подходов, а также использовали методы анализа документов, теоре-
тического анализа и синтеза, наблюдения, анализа продуктов учебной деятельности и мо-
делирования, адекватные поставленным задачам.
На основе методов наблюдения и анализа продуктов учебной деятельности зафикси-
рован недостаточный уровень сформированности готовности будущих магистров про-
граммной инженерии к профессиональной коммуникации. Для его качественного повы-
шения разработана модель формирования готовности будущих магистров программной
инженерии к профессиональной коммуникации, особенностью которой является исполь-
зование принципа междисциплинарности в образовательном процессе вуза. В качестве
наиболее эффективных методов формирования готовности к профессиональной комму-
никации выбраны интерактивные методы обучения, междисциплинарные проекты и совре-
менные научно-образовательные интернет-ресурсы, повышающие мотивацию и вовлечен-
ность студентов.
Теоретические и практические результаты работы могут быть использованы в про-
граммах подготовки студентов уровня магистратуры. Предложенная авторами схема мо-
жет лечь в основу разработки моделей и методических замыслов освоения студентами
компетенций в области устной и письменной деловой коммуникации, научной сферы об-
щения, межкультурных аспектов взаимодействия со специалистами и др.


Ключевые слова


коммуникация; готовность к профессиональной коммуникации; профессиональная коммуникация; профессиональный стандарт; междисциплинарная интеграция; модель; трудовая функция; подход; конструирование

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped190210

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.