КЛАСТЕРЫ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЗДАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ ПРОФИЛЯ

Светлана Леонидовна Суворова, Татьяна Викторовна Khilchenko

Аннотация


На современном этапе кластеры признаются в качестве важного инструмента, способ-
ствующего промышленному развитию, инновациям, конкуренции и общественному разви-
тию. Хотя первоначально кластеры продвигались усилиями частных компаний и частного
сектора, сейчас на их формирование влияют правительства и другие общественные органи-
зации на национальном и региональном уровнях.
Образовательный кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных учреж-
дений профессионального образования разного уровня, которые объединены и связаны
партнерскими отношениями с промышленными предприятиями. Принципы функциониро-
вания образовательного кластера – это слияние образовательного, научного и инноваци-
онного процессов и взаимосвязи образовательных программ различных уровней; органи-
зационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между все-
ми субъектами кластера. Кроме того, кластер рассматривается и как комплексная модель
какого-либо объекта.
В статье предпринята попытка создания и описания кластера поликультурных компе-
тенций студентов университета посредством описания прикладных компетенций профиля.
Цель исследования – поиск эффективных способов описания кластера и формирования
поликультурных компетенций студентов университета, одним из которых является созда-
ние ориентированного на результат профиля данных компетенций. Авторы рассматривают
кластеры поликультурных компетенций в качестве необходимого компонента образова-
тельного кампуса концепции ШГПУ.
Чтобы определить суть кластера поликультурных компетенций, были использованы
теоретические, эмпирические методы, а также методы наблюдения и диагностики: обзор
научной литературы, компиляция положительного опыта, наблюдение, статистическая об-
работка и т. д. В результате, кластер поликультурных компетенций был определен как на-
бор компетенций, формирование которых обеспечивается путем кластерного обучения.

Авторами проанализированы программы вузов-партнеров и проведены вебинары и
обучение в интернатуре для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и маги-
стратуры за границей, а также разработаны онлайн-курсы «Иностранный язык для бака-
лавров и магистров». Экспериментальные данные, полученные в ходе внедрения кластер-
ного обучения, показывают эффективность формирования поликультурных компетенций
студентов.


Ключевые слова


кластеры поликультурных компетенций; создание ориентированного на результат профиля; технология формирования кластеров поликультурных компетенций в иностранном языке

Полный текст:

PDF (English)


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/10.14529/ped190205

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.