РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ

Михаил Львович Любимов, Андрей Александрович Теров

Аннотация


В статье рассматривается четырехчастная модель социализации детей с ОВЗ и детей-
инвалидов в процессе образовательной деятельности учреждений основного образования.
Описание модели включает в себя интеграцию существующего опыта деятельности соци-
альных ассистентов, педагогов-дефектологов, а также обоснование введения новой пози-
ции «социального тьютора». Действия данных специалистов предлагается направлять не
на формальное освоение обучающимися программы, а на актуализацию знаний и навыков
в процессе социализации, интеграции ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в социальные
процессы на уровне включенности здоровых детей. Инклюзивная парадигма образования
опирается на признание всеми участниками процесса обучения рисков и сложностей, свя-
занных с процессом социализации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. Авторы предлагают рас-
сматривать процесс обучения данной категории детей шире, чем научение, развитие на-
выков, формирования познавательных компетенций, понимая конечную цель образования
как успешную социализацию и развитие максимально возможной самостоятельности
учеников с особыми возможностями здоровья. Достижение этой цели, по мнению авто-
ров, возможно при введении новой позиции в образовательный процесс – позиции соци-
ального тьютора, т. е. специалиста, в компетенции которого входит создание вариативной
образовательной среды, а также помощь в определении конкретной ниши, в которой
будет реализован личностный потенциал обучаемого на основании индивидуализации
образовательной траектории и вовлечения обучаемого в социально-культурную актив-
ность, исходя из его осознанного выбора.


Ключевые слова


инклюзивное образование; ассистент; тьютор; социальный тьютор; тьюторское сопровождение учащихся с ОВЗ; индивидуализация; социализация; дети- инвалиды

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped190401

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.