ВЛИЯНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО

Владимир Александрович Беликов, Петр Юрьевич Романов, Дмитрий Иванович Павленко, Александр Михайлович Филиппов

Аннотация


На основе изучения опыта реализации дуального образования за рубежом, анализа сис-
тем практико-ориентированного среднего профессионального образования в Российской
Федерации и Республике Казахстан в статье представлены результаты теоретического и
экспериментального исследования практико-ориентированной модели дуальной системы
профессионального образования студентов организаций СПО. Рассмотрены отличительные
признаки и структурные особенности дуальной системы профессионального образования.
Исследование проблемы обеспечения качества среднего профессионального образо-
вания студентов колледжей проводилось путем реализации практико-ориентированной
модели дуального образования в рамках авторской концепции, основанной на требовани-
ях системного, деятельностного и акмеологического подходов.
Основными методами исследования явились методы анализа существующих системы
дуального образования, моделирования процесса профессиональной подготовки студен-
тов колледжей, эксперимента, анкетирования и экспертной оценки.
Дуальное профессиональное образование рассматривается как система, обеспечи-
вающая последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса
профессионального образования и развития студентов в условиях теоретической подго-
товки в учреждении среднего профессионального образования и производственного обу-
чения на предприятии. В статье приведены уточненные признаки понятий «дуальное об-
разование» и «дуальная система профессионального образования», представлен основной
результат исследования авторов – практико-ориентированная модель дуального образо-
вания обучающихся организаций СПО, определены критерии ее эффективности.
Доказано, что профессиональная подготовка студентов организаций СПО в системе
дуального образования обеспечивает повышение качества образовательной деятельности
и повышает уровень развития личности студентов, а также гарантирует в целом подго-
товку профессиональных кадров в соответствии с образовательным заказом и требова-
ниями ФГОС СПО РФ и ГОСО РК.
В статье приводятся экспериментальные данные, подтверждающие, что организация про-
цесса профессиональной подготовки студентов колледжа в рамках практико-ориентирован-
ной модели обеспечивает переход обучающихся на более высокие уровни качества образо-
вательной деятельности организации СПО и производственной деятельности предприятия.
Полученные результаты расширяют понимание роли и особенностей дуальной систе-
мы профессионального образования, определяют пути и формы ее реализации. Разрабо-
танная практико-ориентированная модель дуального образования представляет собой
значительный вклад в решение проблем обеспечения качества профессиональной подго-
товки студентов организаций среднего профессионального образования.


Ключевые слова


концепция дуального образования, дуальное обучение и дуальное обра- зование, модель практико-ориентированного дуального образования, качество профессио- нальной подготовки студентов организаций СПО, критерии эффективности модели дуального образования

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped200102

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.