Обзор адаптивных моделей электронного обучения

Надежда Сергеевна Силкина, Леонид Борисович Соколинский

Аннотация


В статье дается обзор адаптивных моделей электронного обучения. В каждой модели рассматривается структура и способы предоставления образовательного контента. Проводится анализ сильных и слабых сторон рассмотренных моделей электронного обучения. Общее слабое место – отсутствие предопределенной дидактической структуры образовательного объекта. Данный недостаток существенно ограничивает возможность автоматической проверки электронного учебного курса на дидактическую полноту. В заключении статьи определяются черты новой модели электронного обучения, включающей в себя средства для описания дидактической структуры образовательных объектов.

Ключевые слова


электронное обучение, электронный учебный курс, модель электронного обучения, образовательный объект, дидактическая структура

Полный текст:

PDF

Литература


Силкина Н.С., Соколинский Л.Б. Модели и стандарты электронного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Вычислительная математика и информатика". 2014. Т. 3, № 4. С. 5-35.

Розенберг И.Н. Обучение по гибкой траектории // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 64-72.

Shute V., Towle B. Adaptive E-Learning // Educational psychologist. 2003. № 38(2). P. 105–114.

Краудер Н.А. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей / Под ред. И.И.Тихонова. М.: Высшая школа. 1968. С. 58-67.

Брусиловский П.Л. Адаптивные интеллектуальные технологии в сетевом обучении // Новости искусственного интеллекта. 2002. № 5. С. 25–31.

Брусиловский П.Л. Адаптивные обучающие системы в World Wide Web: обзор имеющихся в распоряжении технологий // International Forum of Educational Technology & Society [Сайт]. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/WWWITS.html (дата обращения: 13.09.2016)

Engelbart D.C. Toward Augmenting the Human Intellect and Boosting our Collective IQ // Communications of the ACM. Vol. 38, No. 8. 1995. P. 30-33.

Курганская Г.С. Модель представления знаний и система дифференцированного обучения через Интернет на его основе // Известия Челябинского Научного Центра. 2000. Вып. 2. С. 84-88.

Курганская Г.С. Облачные технологии интернет-образования на основе KFS модели представления знаний // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 9. С. 69-75.

Курганская Г.С. Математическое и программное обеспечение системы сопоставительной оценки // Доклады Всесоюзного семинара. Томск. 1990. С. 76-83.

Eide S., Kristensen T., Lamo Y. A Model for Dynamic Content Based E-learning sys-tems // Proceedings of the 2008 Euro American Conference on Telematics and Infor-mation Systems (EATIS '08). ACM, New York, NY, USA, 2008. Article 2. 8 p.

Kristensen T., Lamo Y., Mughal K., Tekle K. M., Bottu A. K. Towards a dynamic, content based e-learning platform // Proceedings of the 10th IASTED International Conference on Computers and Advanced Technology in Education (CATE '07). ACTA Press, Anaheim, CA, USA, 2007. P. 107-114.

Kristensen T., Lamo Y., Hinna K.R., Hole G.O. Dynamic Content Manager - A New Conceptual Model for E-Learning // Proceedings of the International Conference on Web Information Systems and Mining (WISM '09). Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, 2009. P. 499-507.

Novak J.D., Canas A.J. The theory underlying concept maps and how to construct them. Technical Report IHMC CmapTools 2006-01 Rev 2008-01. Florida Institute for Human and Machine Cognition, USA. 2008. URL: http://cmap.ihmc.us/docs/theory-of-concept-maps (дата обращения: 10.07.2016 г.)

Соловов А.В. Математические модели содержания и процессов электронного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования, 2006, №4. С. 20-37.

Соловов А.В. Математическое моделирование содержания, навигации и процессов электронного обучения в контексте международных стандартов и спецификаций. Лекция-доклад // Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования (14-15 апреля 2010 г., Москва, НИТУ "МИ-СиС")". М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 52 с.

De-Marcos L., Martinez J.J., Gutierrez J.A. Swarm Intelligence in e-Learning: A Learning Object Sequencing Agent based on Competencies // Proceedings of the 10th annual conference on Genetic and evolutionary computation GECCO’08 (July 12-16, 2008, Atlanta, Georgia, USA). 2008. P. 17-24.

De-Marcos L., Pages C., Martinez J.J., Gutierrez J.A. Competency-Based Learning Object Sequencing Using Particle Swarms // Proceedings of 19th IEEE International Conference on Tools with Artificial Intelligence ICTAI 2007 (29-31 Oct. 2007). Vol. 2. P. 111-116.

Wilkinson J. A matter of life or death: re-engineering competency-based education through the use of a multimedia CD-ROM // Proceedings of IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, 2001. P. 205-208.

IEEE 1484.20.1. Standard for Learning Technology – Data Model for Reusable Competency Definitions. 2007.

IEEE 1484.12.1. Draft Standard for Learning Object Metadata. 2002. URL: http://ltsc.ieee.org/wg12/files/LOM_1484_12_1_v1_Final_Draft.pdf (дата обра-щения: 20.03.2016 г).

IEEE 1484.12.3. Standard for Learning Technology – Extensible Markup Language (XML) Schema Definition Language Binding for Learning Object Metadata. 2005.

Schoofs L., Naudts B. Ant colonies are good at solving constraint satisfaction problems // Proceedings of the 2000 Congress on Evolutionary Computation (16-19 July 2000, La Jolla, CA). V. 2. P. 1190-1195.

Tsang, E. Foundations of Constraint Satisfaction. Academic Press Limited, 1993. 421 p.

Hinchey M.G., Sterritt R., Rouff C. Swarms and Swarm Intelligence // Computer. 2007. V. 40 (4). P. 111-113.

Kennedy J., Eberhart R. Particle swarm optimization // Proceedings of IEEE International Conference on Neural Networks (Perth, WA, Australia, 1995). V. 1944. P. 1942-1948

Силкина Н.С., Соколинский Л.Б. Система UniCST – универсальная среда электронного обучения // Системы управления и информационные технологии. 2010. № 2. С. 81-86.

Жигальская (Силкина) Н.С. Моделирование дидактической структуры электронных учебных комплексов // Вестник Южно-Уральского государственного уни-верситета. Серия "Математическое моделирование и программирование". 2008. № 27(127). Вып. 2. C. 4-9.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/cmse160405