КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ДОКТРИНАЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ ДОКАЗЫВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ЧТО С НИМ НЕ ТАК?

Сергей Борисович Россинский

Аннотация


В статье рассматривается один из наиболее распространенных доктринальных подходов к пониманию уголовно-процессуального доказывания, предполагающий его отождествление с когнитивной деятельностью должностных лиц органов предварительного расследования, прокуроров, судей, других участников досудебного или судебного производства, то есть с познанием подлежащих установлению обстоятельств. Исходя из подчиненности сущности доказывания объективным законам и закономерностям психофизиологического взаимодействия людей с окружающей реальностью, учитывая преимущественную опосредованность свойственного уголовному судопроизводству познания, формулируется вывод о не-полноценности данного подхода для использования в доктрине, правотворчестве и правоприменительной практике. Утверждается о недопустимости сведения доказывания лишь к набору познавательных приемов. В связи с этим обращается внимание на неприемлемость признания когнитивного подхода универсальным, всеобъемлющим, охватывающим все без исключения компоненты процесса доказывания. Одновременно говорится о приоритетности иного, так называемого интегративного подхода, предполагающего комплексный характер и сводящегося к включению в содержание уголовно-процессуального доказывания как познавательных (познавательно-удостоверительных) приемов, так и различных аргументационно-логических операций.

Ключевые слова


доказывание, подлежащие установлению обстоятельства, предмет доказывания, способы доказывания, субъекты доказывания, уголовно-процессуальное познание, цель доказывания

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.