ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА

Валентина Ивановна Гурченко

Аннотация


Статья представляет собой результаты анализа перформативности как явления современной лингвистики, характеризующего воспитательный дискурс. Представлены точки зрения ряда уче-ных, касающиеся разработки самого понятия перформативности, определения языковых единиц, выражающих его, рассмотрены классификации, предложенные исследователями для идентифи-кации перформативных глаголов в речи. Утверждается значение теоретической работы Ю.Д. Апресяна, распространившего изучение перформативности на дискурс и текст. Отмечается, что перформативность как прием воспитательного дискурса позволяет в процессе взаимодействия взрослого и ребенка использовать возможности речи для оказания необходимого педагогическо-го влияния на сознание объекта воспитания. В частности, перформативные элементы в диалоге воздействуют на эмоциональную сферу собеседника, через нее внедряя в его сознание необхо-димую воспитателю информацию, то есть при помощи перформативных языковых единиц вос-питатель имеет возможность задействовать механизм психологического внушения. Итогом ис-следования стало доказательное утверждение, что перформативность является неотъемлемой ха-рактеристикой дискурсов разного типа и конкретно воспитательного дискурса, обусловленного педагогическими целями воздействия на ребенка. Ключевые слова:

Ключевые слова


перформативность, языковые единицы, перформативные глаголы, воспи-тательный дискурс, речевые ситуации, коммуникативный акт.

Полный текст:

PDF

Литература


Остин, Дж. Л. Слово как действие // Но-вое в зарубежной лингвистике. – 1986. – Вып. 17. – С. 22–130.

Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы / Н.Д. Артюнова. – М.: Наука, АН СССР. Ин-т языко-знания, 1976. – 383 с.

Матвеева, Г.Г. Дискурс церковной пропо-веди как перформативное действие / Г.Г. Матвее-ва, Е.Е. Сахарова // Language and Culture. Scientific Peer Reviewed Journal. – 2010. – № 4. – С. 65–66.

Крюкова, И.В. Перформативное высказы-вание и перформативный глагол / И.В. Крюкова// Известия Дагестанского государственного педа-гогического университета. Общественные и гума-нитарные науки. – 2009. – № 4 (9). – С. 52–54.

Четыркина, И.В. Перформативность как конститутивный признак культуры: этническая и историческая перспектива: дис. … д-ра филол. наук / И.В. Четыркина. – Краснодар, 2006. – 287 с.

Формановская, Н.И. Речевое взаимодей-ствие: коммуникация и прагматика: монография / Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2007. – 480 с.

Серль, Дж. Классификация иллокутивных актов / Дж. Серль // lektsii.org. – https://lektsii.org/13-80744.html (дата обращения: 25.06.2020).

Апресян, Ю.Д. Перформативы в грамма-тике и словаре / Ю.Д. Апресян // Избранные тру-ды. Т. II. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – С. 199–218.

Карасик, В.И. Язык социального статуса: монография / В.И. Карасик. – М.: Институт язы-кознания АН СССР, Волгоградский педагогический институт, 1991. – 495 с.

Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.

Карасик, В.И. Языковые ключи: моно-графия / В.И. Карасик. – Волгоград: Парадигма, 2007. – 520 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.