ГЕОПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА: ВЕНЕЦИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЭССЕИСТИКЕ И. БРОДСКОГО
Аннотация
Статья сфокусирована на описании геопоэтического образа Венеции на материале англоязычного эссе И. Бродского «Набережная неисцелимых». Анализ проводится с применением методов концептуального, нарративного, стилистического анализа и метода интерпретации художественного произведения. В основу исследования положено создание нарративно-концептуальных моделей, в рамках которых происходит репрезентация пространственных объектов городского пространства в тексте эссе. В статье предлагается рассмотрение следующих моделей: «город в восприятии органами чувств», ««город в определенное время года», «город как ретроспекция», «город как вода». Каждая из них отличается определенным набором пространственных сигнатур и характерным для них концептуальным содержанием. Определенное внимание в статье уделяется выявлению символических смыслов объектов городского пространства, реперезентированных в рамках данных моделей. Наибольшее число объектов города познается органами чувств, основным из которых является зрение. Значимость концепта глаза подтверждается его номинативной плотностью, частотностью его номинаций в тексте и широтой образных интерпретаций. Наибольшее число ассоциируемых с Венецией объектов пространства представлены в рамках нарративно-концептуальной модели «город как ретроспекция» и реализуются в событийных узлах повествования, связанных с прогулками, встречами, воспоминаниями, жизненными ситуациями. Макроконцептом эссе является концепт воды: его связывают диффузные отношения со всеми концептуальными моделями, рассмотренными в ходе анализа. Значимость концепта воды подтверждается также ее частотностью в тексте эссе, широтой содержания и образных переосмыслений. Вода является геопоэтической доминантой венецианского пространства и одной из основных философем эссе.
Ключевые слова
геопоэтика, эссе, пространство, образ города, концепт
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.