ФРЕЙМОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НОВОСТНЫХ КОММЕНТАРИЕВ КАК ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Лилия Рафаиловна Абдуллина, Анастасия Владимировна Агеева

Аннотация


Настоящее исследование проведено в рамках новой научной парадигмы — интернет-
лингвистики. В центре внимания находится жанр интернет-комментариев. Выдвигается гипотеза
об отражении в виртуальных комментариях национальных особенностей мировосприятия. Для
обоснования выдвинутой гипотезы используется метод фреймового моделирования высказыва-
ний на материале комментариев французского и русского языков: выделяется фрейм-сценарий и
составляющие его субфреймы, объединенные логико-семантическими отношениями. Логико-
семантический подход позволяет установить явление фрейм-логической корреляции внутри
структурных единиц фреймовой модели высказывания. Объективация полученных данных
обеспечивается также обращением к сравнительно-параметрическому методу, на основе которо-
го выделяется индекс яркости логически совместимого с фрейм-сценарием субфрейма. Соотно-
шение показателей индекса во французском и русском языках выявляет алломорфные и изо-
морфные черты в комментировании событий, позволяющие установить влияние культурно-
исторических, социально-экономических или политических факторов на национальное сознание.

Ключевые слова


интернет-дискурс, комментарий, фрейм, субфрейм, логические отношения, национальное своеобразие

Полный текст:

PDF

Литература


Абдуллина, Л.Р. Эволюция жанра ком-

ментария: теоретический аспект / Л.Р. Абдулли-

на // Вестник ЧелГУ. Серия «Филология. Искусст-

воведение». – 2014. – Вып. 89, № 7. – С. 74–78.

Абдуллина, Л.Р. Национальная специфи-

ка комментария к политической новости в вир-

туальном франкоязычном дискурсе / Л.Р. Абдул-

лина, А.В. Агеева // Вестник Вестник Воронеж-

ского государственного университета. Серия

«Филология. Журналистика». – 2014. – № 2. –

С. 89–93.

Абдуллина, Л.Р. Интернет-комментарий

как отражение национального мировосприятия

(на материале французского и русского языков) /

Л.Р. Абдуллина // Вестник Воронежского государ-

ственного университета. Серия «Филология.

Журналистика». – 2016. – № 1. – С. 5–6.

Ахренова, Н.А. Теоретические основы ин-

тернет-лингвистики / Н.А. Ахренова // Филологи-

ческие науки. Вопросы теории и практики. – 2013.

– № 10 (28). – C. 22–26.

Ахренова, Н.А. Интернет-лингвистика:

новая парадигма описания языка интернета /

Н.А. Ахренова // Вестник Московского государст-

венного областного университета. Серия «Лин-

гвистика». – 2016. – № 3. – С. 8–14.

Баранов, А.Н. Постулаты когнитивной

семантики / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский //

Изв. РАН. Серия литературы и языка. – 1997. –

Т. 56, №1. – С. 11–21.

Бец, М.В. Выявление лингвокультурных

особенностей национальной языковой личности на

примере интернет-комментариев к новостям /

М.В. Бец // Мир науки, культуры, образования. –

– № 4 (41). – С. 55–57.

Болдырев, Н.Н. Концептуальноепро-

странство когнитивной лингвистики / Н.Н. Бол-

дырев // Вопросы когнитивной лингвистики. –

– № 1. – С. 18–36.

Горошко, Е.И. Лингвистика Интернета:формирование дисциплинарной парадигмы

/Е.И. Горошко // Жанры и типы текста в научном

и медийном дискурсе. – Орел: Картуш, 2007. –

С. 223–237.

Гусельникова, А.В. Терминологический ап-

парат структуры фрейма / А.В. Гусельникова //

Вестник ЧГПУ. – 2010. – № 9. – С. 137–149.

Дахалаева, Е.Ч. Интернет-комментарии

портала «Новости mail.ru» как объект лингвис-

тического исследования / Е.Ч. Дахалаева // Совре-

менные проблемы науки и образования. – 2013. 

№ 6.  С. 73–80.

Дахалаева, Е.Ч. Интегральный характер

интернет-лингвистики / Е.Ч. Дахалаева // Меж-

культурная коммуникация: аспекты дидактики.

Материалы межвузовского научно-методического

семинара (Улан-Удэ, 20 ноября 2015 г.). – Улан-

Удэ, 2015. – С. 90–93.

Кошель, П.В. Французский интернет-

комментарий как речевой жанр / П.В. Кошель //

Вестник Московского государственного лингвис-

тического университета. Серия «Гуманитарные

науки». – 2013. – № 10 (670). – С. 80–89.

Лазарев, В.В. Теория фрейма: интердис-

циплинарный подход / В.В. Лазарев; Л.В. Правико-

ва // Когнитивная парадигма: Фреймовая семан-

тика и номинация. Межвузовский сборник науч-

ных статей. – Пятигорск: ПГЛУ, 2002. – Вып. 1. –

С. 3–19.

Масюкова, О.В. Интернет-лингвистика

как новое направление в языкознании / О.В. Масю-

кова // Эволюция современной науки: сб. ст. Меж-

дунар. науч.-практ. конф. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016.

– С. 101–103.16. Минский, М. Фреймы для представления

знаний / М. Минский. – М.: Энергия, 1979. – 152 с.

Муратова, Е.Н. Структура семантиче-

ского фрейма «Школа» / Е.Н. Муратова // Извес-

тия Волгоград. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 10 (64). –

С. 31–34.

О противодействии терроризму: Феде-

ральный закон от 6 марта 2006 г., № 35-ФЗ //

Российская газета. – 2006. – Вып. 4014(0).

Олешков, М.Ю. Педагогический дискурс:

учебное пособие для студентов высших учебных

заведений / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: Ниж-

нетагил. гос. соц.-пед. академия, 2012. – 310 с.

Огнева, Е.А. Когнитивное моделирование

концептосферы художественного текста /

Е.А. Огнева. – М.: Эдитус, 2013. – 282 с.

Савельева, И.В. К вопросу о жанровых

признаках интернет-комментария / И.В. Савелье-

ва // Жанры и типы текста в научном и медийном

дискурсе: межвуз. сб. науч. тр.  Орел: Орловский

гос. институт искусств культуры, 2013.  T. 11.

– С. 194–202.

Стернина, М.А. Сопоставительно-пара-

метрический метод лингвистических исследова-

ний / М.А. Стернина. – Воронеж: Истоки, 2014. –

с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.