НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

Ирина Олеговна Котлярова

Аннотация


Современное развитие педагогики есть, как правило, результат исследовательской
деятельности научных коллективов, включающих ученых, связанных общим мировоззре-
нием, методологией познания и часто – принадлежностью к одной научной школе того
или иного масштаба. В статье охарактеризованы типы научных школ; признаки социаль-
но-гуманитарных, педагогических научных школ. Признаки научных школ систематизи-
рованы и конкретизированы применительно к педагогическим школам. На основе приме-
нения научных критериев описания научной школы характеризуются особенности одной
из известных педагогических школ Южного Урала – научной школы профессора Генна-
дия Николаевича Серикова. Доказано, что ей присущи признаки научной школы, приве-
дены качественные и количественные показатели по всем выявленным критериям. Оха-
рактеризованы стадии развития научной школы, обусловленные внешними и внутренни-
ми факторами; ее состав; основные разрабатываемые идеи; ведущая концепция и вклад в
науку (достижения представителей научной школы). Систематизирована тематика иссле-
дований, выполненных в период с 1979 по 2020 г. Результаты, описанные в статье, полу-
чены с использованием методов: анализа научной литературы и методов логического выво-
да; изучения, сравнения, анализа научных работ представителей научной школы; анализа
документации, характеризующей деятельность представителей научной школы; опросов
представителей научной школы; изучения сайтов, содержащих информацию о представи-
телях научной школы. На основе изученных тенденций, достижений развития научной
школы и ее современного состояния определены прогнозируемые направления ближай-
шего развития.


Ключевые слова


научная школа, признаки научной школы, педагогическая научная школа, стадии развития научной школы, достижения

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped200301

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.