ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Н. В. Юревич, Т. А. Козлова

Аннотация


На основе изучения современных теоретических и экспериментальных исследований
по проблемам реформирования образования в контексте гуманитаризации образования в
статье разработана и представлена модель образовательной технологии, позволяющая
осуществлять преобразовательную деятельность в направлениях гуманитаризации и гу-
манизации образовательного процесса, создания гибкой эффективной системы образова-
ния в средней общеобразовательной школе (на примере преподавания естественно-
научных дисциплин). Исследование проблемы показало, что гуманитаризация и гумани-
зация образования как целостно-разработанная система не имеет механизма внедрения
социально-педагогических технологий, отсутствует деятельностный рычаг реализации
данной образовательной концепции. Это обусловило разработку образовательной техно-
логии формирования основ социального мировоззрения. Авторы обосновывают возмож-
ные решения актуальной проблемы способами раскрытия педагогического потенциала
естественно-научных дисциплин в формировании основных социальных детерминант:
социальной компетенции и социального интеллекта обучающихся общеобразовательной
школы. Основными методами являются: метод философско-предметного расширения по-
ля естественно-научных дисциплин в формировании и развитии социального интеллекта
в контексте гуманитарного естествознания, методы статистического анализа для обработ-
ки количественных результатов педагогического эксперимента. Разработка модели автор-
ской технологии базировалась на основах экологического подхода к исследованию и про-
ектированию образовательных сред. Представлены методы организации образовательной
технологии, формирующей основы социального мировоззрения и парадигмы социального
мышления в современных условиях научно-технического прогресса. Приводятся экспе-
риментальные данные, подтверждающие, что организация процесса обучения учащихся
средней школы (7–11-х классов) в рамках модели социально-педагогической технологии
обеспечивает переход учащихся на более высокий уровень качества образовательной дея-
тельности общеобразовательной школы в соответствии с образовательным заказом и тре-
бованиями ФГОС. Авторы рассматривают достижения естествознания с точки зрения по-
иска общественного идеала, дают рекомендации по применению на практике новых науч-
ных подходов, введению новых трактовок, понятий физической и естественно-научной
картин мира. Разработанная образовательная технология способствует изменению пара-
дигмы мышления, решая проблемы формирования общего понимания мира. Данная соци-
ально-педагогическая технология способствует созданию междисциплинарного взаимо-
действия и взаимопроникновения естественно-научной и гуманитарной картин мира
в рамках современной концепции естествознания.


Ключевые слова


модель социально-образовательной технологии, концепция гумани- тарного естествознания, социальные детерминанты, социальный интеллект, социаль- ные компетенции, естественно-научные дисциплины

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped210303

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.