СТРУКТУРА МОТИВОВ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Н. В. Богдан, Е. С. Бородина

Аннотация


Сегодня основной проблемой в высшей школе является снижение у студентов инте-
реса к обучению и получению новых знаний, что уменьшает эффективность образова-
тельного процесса. Возникает и актуализуется проблема формирования и сохранения мо-
тивации к учебной деятельности у студентов высшей школы. В статье предлагается ре-
шение проблемы путем исследования специфики и структуры основных мотивов обучения
у студентов-первокурсников, необходимых для сохранения интереса к получению знаний
и дальнейшего приобретения профессионально значимых качеств будущего специалиста.
Для определения основных мотивов к обучению были использованы метод обзора науч-
ной литературы и методика диагностики учебной мотивации студентов, предложенная
А.А. Реан и В.А. Якуниным. Были исследованы коммуникативные, профессиональные,
учебно-познавательные, социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализа-
ции, избегания неудачи и престижа, определены уровни мотивации и средний балл моти-
вации к учебной деятельности у студентов. Применяемая методика (процедура ранжиро-
вания) позволила определить не только значимость для студентов каждого мотива, но и
охарактеризовать его структуру, что позволяет установить основные факторы, опреде-
ляющие отношение студентов к учебной деятельности. Экспериментальные данные пока-
зывают, что наиболее ценным и значимым в процессе обучения студенты определяют мо-
тив «стать высококвалифицированным специалистом». Это определяет главные задачи
студентов на первом курсе (получение знаний, которые они смогут применять в своей
дальнейшей профессиональной деятельности) и преподавателей (организация такой обра-
зовательной среды, в которой будут формироваться профессиональные компетенции и
происходить профессиональное становление будущих специалистов).


Ключевые слова


студент высшей школы, обучение, образовательный процесс, моти- вация, профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы, коммуникативные мотивы, социальные мотивы, мотивы творческой самореализации, мотивы престижа, мотивы избегания

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped210305

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.