СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Г. Д. Распаева, А. М. Маркусь, Е. Н. Ярославова

Аннотация


В связи с интенсивным развитием контактов между странами количество ино-
странных студентов, желающих учиться в российских вузах, увеличивается. Необходимость иссле-
дования процесса социокультурной адаптации зарубежных студентов детерминирована требованием
повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международных образовательных ус-
луг. Изучение проблемы адаптации иностранных студентов актуализирует методы и способы их
вхождения в новую культуру в период обучения в российском вузе. Целью статьи является исследо-
вание коммуникативного аспекта как одной из составляющих социокультурной адаптации ино-
странных студентов в российском вузе. Авторы изучили структуру коммуникативного аспекта
социокультурной адаптации обучающихся, выявили трудности, проанализировали формы работы с
иностранными студентами, интегрируемые Центром социокультурной адаптации ЮУрГУ для раз-
вития коммуникативной составляющей. Для решения задач был использован диагностический инст-
рументарий – шкала социокультурной адаптации SCAS-R (Revised Sociocultura Adaptation Scale),
методы структурированного интервью с представителями разных этнических групп, анкетирования,
формализованной и неформализованной беседы. Выявлено, что наибольшие трудности связаны
с групповой вовлеченностью, уровнем владения языком и академической адаптацией. Проведен
анализ эффективности форм включения иностранных студентов в инокультурную образовательную
среду, применяемых Центром социокультурной адаптации ЮУрГУ, в целях оптимизации развития
коммуникативной составляющей социокультурной адаптации.


Ключевые слова


социокультурная адаптация, иностранный студент, инокультурная образовательная среда, коммуникативный аспект

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped220108

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.