ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Валентина Ивановна Долгова, Ольга Александровна Кондратьева

Аннотация


Мероприятия итоговой государственной аттестации предъявляют требования не только к качеству образования, но и к личностным ресурсам старшеклассников. Организация процесса формирования конструктивной психологической защиты в рамках психологического сопровождения итоговой государственной аттестации предоставляет учащимся возможность понять трудные, тревожащие ситуации и условия их разрешения, способствует созданию положительного фона и фиксации на прогрессе решения учебных и личностных задач. Цель программы: формирование конструктивных стратегий психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации. Программа разделена на три блока: теоретический, диагностический и формирующий. Теоретический блок направлен на формирование представлений о психологической защите личности как активном, осознанном процессе, направленном на сохранение целостности личности и реализацию заложенного в ней потенциала. Реализуется в форме лекций и бесед по следующим темам (4 часа): «Психологическая защита: цель, виды, функции»; «Применение психологической защиты в стрессовых ситуациях»; «Особенности поведения и проявления психологической защиты»; «Приемы, способы и стратегии поведения в стрессе». Диагностический блок представляет собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание учащимися отдельных сторон своей личности, своих характеристик, на углубление и уточнение Я-концепции (4 часа). Результаты исследования самооценки эмоциональных состояний студентов в период проведения экзаменационной сессий были получены с помощью опросника «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. После проведения психодиагностического обследования учащиеся были ознакомлены с его результатами, где указывались общие тенденции личностного развития, рекомендации, касающиеся выбора конструктивных стратегий поведения. Формирующий блок включал в себя тренинговые занятия, направленные на формирование конструктивной психологической защиты, закрепление и развитие навыков саморегуляции и конструктивного социального взаимодействия и пр. (1–2 часа трижды в неделю в течение одного месяца). В структуре занятий проводились ритуалы приветствия, основная часть, ритуалы прощания. Программа способствует формированию конструктивных стратегий психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации.


Ключевые слова


старшеклассники, механизмы психологической защиты, конструктивная психологическая защита, итоговая государственная аттестация, программа, теоретический блок, диагностический блок, формирующий блок

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped170303

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.