ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В настоящее время уделяется особое внимание проблемам дошкольного образования в связи с необходимостью сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека и его социализации. В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к проблеме дезадаптации дошкольников. Дезадаптация дошкольников рассматривается как неспособность личности ребенка адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды. Результатом дезадаптации является возникновение проявлений, нарушающих равновесие в отношениях с социумом, искажающие содержание целей, мотивов, ценностных ориентаций, не позволяющие бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности, препятствующие вхождению личности в новую социальную среду и блокирующие создание благоприятных условий для полноценного личностного развития и самоопределения. Особо актуальна эта проблема в отношении детей 6–7 лет, так как это критический период в развитии ребенка, обуславливающий его сензитивность к неблагоприятным воздействиям образовательной среды и возникновение проявлений дезадаптации. В данной статье представлены результаты эмпирического изучения проявлений дезадаптации детей старшего дошкольного возраста к образовательной среде дошкольной организации. Эмпирические данные получены на основе выделенных критериев и показателей проявлений дезадаптации детей 6–7 лет, а также применения комплекса методик. Результаты исследования позволили выделить наиболее проблемные сферы проявлений дезадаптации старших дошкольников – личностную и эмоциональную. Дается характеристика групп детей с различными типами проявлений дезадаптации (группа детей с проявлениями дезадаптации эмоционального типа, группа детей с проявлениями дезадаптации личностного типа, группа детей с проявлениями дезадаптации эмоционально-личностного типа), основанная на результатах кластерного анализа.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped170305
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.