ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В современных исследованиях проблемы качества высшего образования называются такие его недостатки, как отсутствие гибкости, статичность программ обучения, неподготовленность выпускников российских вузов к практической работе в условиях постоянных изменений, несоответствие контрольных измерительных материалов требованиям к качеству образования и др. Одной из причин существования этих недостатков является отсутствие единства в трактовке понятий «компетенция», «образовательный результат», что приводит к некоторой абстрактности в определении планируемых результатов освоения образовательных программ, затрудняет процесс их проектирования и объективную оценку качества высшего образования. Цель статьи состоит в уточнении понятия «образовательный результат» как условия объективной оценки качества образования и описание его модели. Для достижения цели были использованы такие методы, как анализ научной литературы, анализ существующего опыта проектирования образовательных результатов, опрос участников исследования, ранжирование. По итогам исследования образовательный результат модуля или учебной дисциплины определен как совокупность освоенных студентом действий, предусматривающих применение имеющихся знаний на практике в стандартных и нестандартных ситуациях, характеризующихся конкретностью, достижимостью в установленные временные рамки, диагностичностью, измеряемостью, вследствие этого обеспечивающих объективную оценку качества образования. На основе системнодеятельностного подхода описана модель образовательного результата освоения модуля магистерской программы, отвечающего требованиям конкретности, диагностичности, достижимости, что обеспечивает объективную оценку качества образования. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в определении проблемы конкретизации образовательных результатов освоения выпускниками вузов основных профессиональных образовательных программ, в уточнении понятия «образовательный результат» с позиций системно-деятельностного подхода, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент образовательной программы и как совокупность освоенных студентом профессиональных действий. Модель образовательного результата модуля может стать основой для проектирования преподавателями вузов основной профессиональной образовательной программы. Использование перечня конкретизированных, диагностируемых образовательных результатов для проектирования содержания модулей и учебных дисциплин обеспечит объективность оценки качества образования.
Ключевые слова
качество образования, компетенции, компетентность, образовательные результаты
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped180302
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.