Особенности организации пространства страницы в романе А. Белого «Маски»

Екатерина Викторовна Федорова

Аннотация


Статья посвящена анализу актуального литературоведческого феномена – визуально-графического облика текста. Анализ теоретических трудов, посвященных визуальной поэтике текста, позволил заключить, что в развитии русской литературы ХХ века важную роль сыграла модель текста, разработанная А. Белым. Основной характеристикой визуальной модели текста XX–XXI веков является дискретность пространства страницы. Целью настоящей статьи является анализ визуально-графических особенностей романа А. Белого «Маски». В качестве эмпирического материала рассмотрено прижизненное издание романа «Маски», опубликованного в 1932 г., как наиболее точно учитывающее и передающее волю автора. Комплексные методы исследования позволили определить, что в романе А. Белого «Маски» визуальный облик текста формируют такие приемы, как расположение текста, графический эквивалент текста и шрифтовая акциденция, представленная разрядкой. Одним из важных элементов визуальной организации страницы становятся иллюстрации, которые не только выполняют изобразительную функцию, но и непосредственно влияют на визуальный облик страницы и безусловно взаимодействуют с вербальной составляющей. В статье подчеркивается художественная взаимосвязь визуально-графических особенностей текста с другими уровнями поэтики произведения. Визуальный облик текста становится для А. Белого одним из основных способов передачи образного содержания: создать индивидуальную систему паузировки и маркировать интонацию текста; организация текста на пространстве страницы помогает через визуальный облик символически передать идею писателя о двоемирии, акцентировать сюжетные переходы между бытовой и духовной жизнью героев.

Ключевые слова


А. Белый; визуальный облик прозы; визуальная модель; пространство страницы; шрифтовая акциденция

Полный текст:

PDF

Литература


Белый, А. Арабески / А. Белый. – М., 1994.

Андрей Белый. Письма к А. М. Мискарян // Русская литерату-ра. – 1973. – № 1. – С. 155–158.

Белый, А. После разлуки : Берлинский песенник / А. Белый. – Петербург, Берлин : Эпоха, 1922. – 125 с.

Janecek, G. The Look of Russian Literature : avant-garde visual experiments, 1900–1930 / G. Janecek. – Princeton, 1984.

Szilard, L. Андрей Белый и Джеймс Джойс / L. Szilárd // Studia slavica. – 1979. – T. 25. – P. 410–414.

Силард, Л. Андрей Белый и П. Флоренский. Мнимая геомет-рия как встреча новых концепций пространства с искусством / Л. Силард // Герметизм и герменевтика. – СПб., 2002. – С. 296–311.

Szilárd, L. Andrej Bélij és az orosz szimbolista regény poétikája / L. Szilárd. – Budapest : Széphalom, 2002.

Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста как ли-тературоведческая проблема : дис. … д-ра филол. наук : 10.01.08 / Т. Ф. Семьян. – Челябинск, 2006. – 389 с.

Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста / Т. Ф. Семьян. – Челябинск, 2006. – 215 с.

Орлицкий, Ю. Б. Стих и проза в русской литературе / Ю. Б. Орлицкий. – М., 2002. – 685 с.

Кожевникова, Н. А. Язык Андрея Белого / Н. А. Кожевнико-ва. – М., 1992. – 256 с.

Демин, В. Н. Андрей Белый / В. Н. Демин. – М., 2007. – 413 с.

Делекторская, И. «Маски» и маски Андрея Белого / И. Делек-торская // Toronto Slavic Quarterly. – № 22.

Белый, А. Маски / А. Белый. – М., 1932. – 450 с.

Бугаева, К. Н. Воспоминания о Андрее Белом / К. Н. Бугаева. – СПб., 2001. – 448 с.

Родькин, П. Е. Футуризм и современное визуальное искус-ство / П. Е. Родькин. – М., 2006.

Обатнина, Е. Р. Алексей Ремизов : Личность и творческие практики писателя / Е. Р. Обатнина. – М., 2003.

Кузьмин, Н. В. Давно и недавно / Н. В. Кузьмин. – М., 1982.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.