Визуально-графический облик эклог и идиллий А. П. Сумарокова

Мария Павловна Двойнишникова

Аннотация


Проблемы теоретического осознания и исторического изучения визуальной культуры во всем ее многообразии в последнее время становятся все более актуальными и являются предметом исследования различных областей знания. Поэзия XVIII в. является важнейшим периодом в формировании как русского стиха вообще (реформа В. К. Тредиаковского – М. Л. Ломоносова), так и возможностей визуально-графического развития стихотворного текста. Лирика А. П. Сумарокова как одного из ярчайших представителей литературы XVIII в., теоретика и практика русского стихосложения представляет собой закономерный этап в развитии специфики визуального облика стихотворного текста.

Целью данной статьи является исследование визуально-графического оформления стихотворных текстов А. П. Сумарокова, в контексте общих визуальных тенденций эпохи. Материалом работы стали эклоги и идиллии, собранные в восьмом томе «Полного собрания всех сочинений: в стихах и прозе» (1781—1782 гг.) А. П. Сумарокова, изданном Н. И. Новиковым. Оригинальное графическое оформление этого старопечатного издания позволяет с большей вероятностью говорить о сохранении и отражении визуального своеобразия авторского текста.

Комплексные методы исследования позволили определить, что в творчестве поэтов XVIII века можно наблюдать особые графические приемы, характерные для стихотворных текстов эпохи, возможно, не столько ярко воспринимающиеся на фоне разнообразной визуальной поэзии ХХ века. Кроме фигурных стихотворений-надписей в стихотворениях А. П. Сумарокова можно встретить эксперименты с визуальным обликом строфы, длиной строки, отступами строк, дополнительные функции типографских знаков и проч.


Ключевые слова


XVIII век, А. П. Сумароков, визуальный облик стихотворного текста, эклога, идиллия

Полный текст:

PDF

Литература


Федотов, О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс / О. И. Федотов. – M., 2003. – 240 с.

Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – СПб., 1996. – 846 c.

Гаспаров, М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. Изд. 2 доп. / М. Л. Гаспаров. – М., 2001. – 287 с.

Сумароков, А. П. Полное собрание всех сочинений: в стихах и прозе, Покойнаго действительнаго статскаго советника, ордена св. Анны кавалера и Лейпцигскаго ученаго собрания члена, Александра Петровича Сумарокова. Собраны и изданы в удовольствие любителей российской учености Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Имп. Московском университете. – В 10 частях. Ч.8: Еклоги. Идиллии. Песни и хоры. Елегии любовныя / А. П. Сумароков. – М., 1781. – 308 с.

Абрамзон, Т. Е. Поэтические мифологии XVIII века: Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Т. Е. Абрамзон. – М., 2007. – 620 с.

Зацепина, К. Д. Теория и история жанра идиллии в русской поэзии 1750-1770-х годов : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / К. Д. Зацепина. – М., 2007. – 247 с.

Грауз Т. Слово. Буква. Образ. О визуальном в поэзии // Дискурс / Т. Грауз. – URL: https://discours.io/articles/theory/slovo-bukva-obraz-o-vizualnom-v-poezii (дата обращения: 12.11.2017)

Сальникова, Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу ХХI века / Е. В. Сальникова. – М., 2012. – 576 с.

Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста / Т. Ф. Семьян. – Челябинск, 2006. – 251 с.

Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – М., 1999. – 334 с.

Levitt, M. C. Sumarokov and the unified poetry book: «Ody Torzhestvennyya» and «Elegii Lyubovnyya» through the prism of tradition / M. C. Levitt // RUSSIAN LITERATURE. – Т. 52. – Вып. 1–3. – 2002. – pp. 111–139.

Slozhenikina, Y. V., Rastyagaev, A. V. Genesis of cultural and political mythology: Trediakovsky (1757) Lomonosov (1758), Sumarokov (1759) about the origin of Russian nation and Russian language / Y. V. Slozhenikina, A. V. Rastyagaev // Russian Linguistic Bulletin i1 (5). – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genesis-of-cultural-and-political-mythology-trediakovsky-1757-lomonosov-1758-sumarokov-1759-about-the-origin-of-russian-nation-and-russian/viewer (дата обращения: 10.03.2021).

Greve, C. Writing and the «Subject»: Image–Text Relations in the Early Russian Avant-Garde and Contemporary Russian Visual Poetry / C. Greve. – Amsterdam, 2004.

McAllister, B. J. «Narrative in concrete/concrete in narrative: Visual poetry and narrative theory» / B. J. McAllister // Narrative. – vol. 22, 2014. – pp. 234–251.

Nazarenko, T. «Re-thinking the value of the linguistic and non-linguistic sign: Russian visual poetry without verbal components» / T. Nazarenko // The Slavic and East European Journal. – vol. 47, 2003. –pp. 393–422.

Wolf, W. «Non-supplemented blanks in works of literature as forms of iconicity of absence» / W. Wolf // Iconicity in Language and Literature. – no. 4. – Amsterdam & Philadelphia, 2005. – pp. 113–132.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.