Визуальные проекции историко-культурных контекстов в книжных иллюстрациях

Сергей Степанович Соковиков, Ольга Николаевна Зайкова

Аннотация


Художник, работающий над созданием книжных иллюстраций, выполняет во многом для читателя функцию визуально-изобразительной интерпретации литературного текста. Основой этой интерпретации оказывается формирование собственного надтекста, который создается им через выявление и понимание подтекста, заложенного автором. На процесс создания художником иллюстраций к литературным произведениям влияет целый спектр социокультурных контекстов. Статья посвящена выявлению спектра историко-культурных обстоятельств, которые влияют на создание книжных иллюстраций. Помимо общесоциальных условий на этот процесс накладывают отпечаток и более локальные контексты разного характера: политические, экономические, художественные, которые так или иначе находят отражение и воплощение в артефактах визуальной культуры. Влияние и локальных, и общесоциальных контекстов формируют своеобразные проекции в тексты иллюстраций, которые оказывают непосредственное влияние на стилистические особенности визуальных решений художников-иллюстраторов. Однако вариативность стилистических особенностей визуальных решений не устраняет универсальности механизма контекстуальной обусловленности искусства книжной иллюстрации. Этот механизм включает действие синхронных и диахронных линий влияния, формирует в отдельном проекте иллюстрации сложное, но, тем не менее, возникающее вполне закономерно пересечение контекстов разного рода и уровня. Видение, понимание, и оценка читателем и ценителем художественного произведения такого «контекстуального поля» позволяет ему не только лучше понимать смысл и историко-культурный контекст художественного произведения, но более точно оценивать значение явлений искусства книжной иллюстрации как в актуальном культурном времени, так и в исторической перспективе.

Книжные иллюстрации прямо и косвенно отражают визуальные и словесные аспекты, современные культурные процессы и одновременно – явления исторического прошлого. С одной стороны, художник находится под влиянием актуальных ситуаций культуры, однако, находясь в поисках выразительных средств, он довольно часто обращается к стилистикам других эпох, историческому прошлому и его визуальным воплощениям. Таким образом, результатом иллюстрирования оказывается взаимодействие культурных контекстов как в синхронном, так и в диахронном плане.


Ключевые слова


УДК 165.311.1

Полный текст:

PDF

Литература


Абашев В. В. «Для меня это предмет особо влекущий...»: о визуальном воображении Павла Бажова / В. В. Абашев, М. П. Абашева // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманитар. науки. – 2020. – Т. 22. № 2(198). – С. 126 – 137.

Абдрашитова И. В. Пролегомены к философии иллюстрации / И. В. Абдрашитова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. – 2015. – № 3. – С. 5 – 19.

Арутюнян Ю. И. Образы Средневековья в отечественной книжной графике последней четверти XX-XXI веков / Ю. И. Арутюнян // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. – 2019. – № 1. – С. 44 – 52.

Баженова А. Е. Влияние художественно-выразительных средств кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки А. Е. Баженова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 10(84). – С. 18 – 20.

Баранов Д. А. Особенности хронотопа сказочного мира в творчестве И. Билибина / Д. А. Баранов // Кунсткамера. – 2019. – № 1(3). – С. 83 – 93.

Бахманн-Медик Д. Режимы текстуальности в литературоведении и культурологии: вызовы, границы, перспективы / Д. Бахманн-Медик; Пер. с нем. К. Бандуровского // Новое литературное обозрение. – 2011. – № 1. – С. 32 – 48.

Борщ Е. В. Приемы визуальной интерпретации литературного текста во французской книжной иллюстрации XVIII века / Е. В. Борщ // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2009. - № 10(148). Филология. Искусствоведение. Вып. 30. – С. 168 – 173.

Ескина Е. В. Советская книжная иллюстрация и неофициальное искусство конца 1950-х – 1980-х гг. / Е. В. Ескина // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. – 2012. – № 4. – С. 103 – 115.

Иванова О. Г. Актуальность воссоздания творческого метода художников-графиков ХХ века в современной иллюстрации / О. Г. Иванова // The progressive researches science & genesis. – 2014. – № 1. – С. 84 – 90.

Казакова С. Самореклама Василия Каменского / С. Казакова // МедиаАльманах. – 2017. – № 3(80). – С. 130 – 139.

Кошкина О. Ю. Книжная графика как коммуникация / О. Ю. Кошкина // Символ науки. – 2016. – № 2-3(14). – С. 194 – 198.

Лебедев Д. Л. Книжная графика Эдмунда Дюлака и проблема ориентализма в британской иллюстрации первой четверти XX века / Д. Л. Лебедев // Художественная культура. – 2020. – № 2. – С. 100 – 123.

Лебедев Д. Л. Эволюция творчества Артура Рэкхема в иллюстрациях к пьесам Уильяма Шекспира / Д. Л. Лебедев // Художественная культура. – 2020. – № 1. – С. 237 – 273.

Махашвили Г. Д. Проблема целостного взаимодействия содержания литературного текста и визуального образа книги на примере книжной графики Д. С. Бисти / Г. Д. Махашвили // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2008. – № 6. – С. 125 – 133.

Рашидов Ж. Х. Способы интерпретации художественной литературы в книжной графике / Ж. Х. Рашидов // Проблемы современной науки и образования. – 2020. – № 2(147). – С. 104 – 108.

Ржевская Е. А. Книжная графика К. А. Сомова парижского периода в контексте европейски изданий / Е. А. Ржевская // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2011. – № 2 – С. 113 – 125.

Самойлова О. А. Некоторые тенденции в советской графике 1960-х годов / О. А. Самойлова // Научный альманах. – 2016. – № 3-4(17). – С. 372 – 376.

Соковиков С. С. Показ и рассказ: о взаимодействии визуально-зрелищных образов и литературного текста / С. С. Соковиков // Культурный код. – 2020. – № 2. – С. 7 – 16.

Сычева Л. В. Графика Достоевского как средство визуализации образа / Л. В. Сычева, М. В. Саратова // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2019. – № 2(33). – С. 48 – 53.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.