Феномен «активной рецепции»: социальные сети как инструмент продвижения практик чтения

Наталья Львовна Зыховская

Аннотация


Читательские практики поколения XXI века определя-ются интенсивностью развития цифровых носителей и социальных ме-диа, что актуализирует переход на новые форматы продвижения чте-ния. К настоящему времени сформировался устойчивый сегмент поль-зователей, нацеленных на практики восприятия и продвижения чтения в пространстве социальных сетей. Для понимания особенностей сете-вого поведения данного читательского сегмента в статье были проана-лизированы популярные сообщества в социальной сети ВКонтакте («Лучшие стихи ВП | Литература Избранное»; «Шедевры литературы | книги»). Анализ сообществ осуществлялся при помощи исследователь-ской стратегии совмещения количественных (открытые метрические данные) и качественных (интерпретация комментариев пользователей) параметров измерения реакции аудитории. Анализ качественно-коли-чественных параметров поведения пользователей позволил диагности-ровать высокую активность в отношении практик чтения; вовлечен-ность и интенсивность выражения интереса в отношении предлагае-мого контента. Были проанализированы ключевые стратегии формиро-вания контента в читательских сообществах: стратегия актуализации классического литературного наследия, познавательная стратегия, стратегия информирования, стратегия «осовременивания» классики, интерактивная стратегия. Распределение позиций аудитории в отноше-нии предлагаемого контента позволило выделить два наиболее распро-страненных типа пользователей социальных сетей: тип сентименталь-ного пользователя-читателя и тип поборника «чистоты жанра». Делается вывод о том, что социальные сети выступают эффектив-ным механизмом продвижения чтения среди широкой аудитории и спо-собствуют формированию феномена «активной рецепции»: практики личностной включенности интернет-пользователя в восприятие транс-лируемого контента (эмоционально-насыщенный опыт переживания) и установки на возможность деятельностного участия в его интерпрета-ции и производстве (креативный пользовательский контент).


Ключевые слова


чтение, социальные сети, аудитория, продвижение практик чтения, «активная рецепция».

Полный текст:

PDF

Литература


Назаров, М. М. Изменение медиасреды и современные практики чтения / М. М. Назаров, П. А. Ковалев // Социологические исследова-ния. – 2017. – № 2. – С. 84–95.

Загидуллина, М. В. Подростки: чтение и Интернет в повседнев-ной жизни / М. В. Загидуллина // Социологические исследования. – 2016. – № 5. – С. 115–123.

Аскарова, В. Я. Методологические аспекты изучения чтения со-временной молодежи / В. Я. Аскарова // Известия Уральского феде-рального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2018. – Т. 13, № 4(182). – С. 82–93.

Беляева, Н. Е. Чтение художественной литературы в интернете: изучение современных читательских практик / Н. Е. Беляева // Вестник культуры и искусств. – 2017. – № 2 (50). – С. 47–52.

Лизунова, И. В. Российская книжная индустрия: интерактив в виртуальном пространстве / И. В. Лизунова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2015. – № 4. – С. 27–30.

Рубанова Т. Д. Книжные паблики в «Инстаграме» / Т. Д. Руба-нова // Библиосфера. – 2020. – № 1. – С. 39–45.

Рубанова, Т. Д. Поддержка чтения в пространстве книжных со-циальных сетей / Т. Д. Рубанова // Вестник культуры и искусств. – 2018. – № 3. – С. 45–53.

Технологии нового поколения: продвижения книг в Интернете // Книжная индустрия. – 2016. – № 2. – С. 50–53.

Чушкина, С. Е. Тематические сообщества в социальных медиа как инструмент повышения читательской культуры / С. Е. Чушкина // Вестник Башкирского университета. – 2014. – № 2. – С. 596–599.

Graesser, A. C. An introduction to reading strategies / A. C. Graesser // Reading comprehension strategies; Theories, interventions, and technolo-gies. – New York : Lawrence Erlbaum Associates, 2007.

Jadhav, P. S. Review paper electronic media and reading habits / P. S. Jadhav // SIES Journal of Management. – 2010. – № 7 (1). – P. 109–113.

Mokhtari, K. The impact of internet an television use on reading hab-its and practice of college student / K. Mokhtari, C. Reichard, A. Gardner // Journal of Adolescent & Adult Literacy. – 2009. – № 52 (7). – P. 609–619.

Мисина, Н. Н. Библиотеки и продвижение чтения: технологии XXI века / Н. Н. Мисина, И. В. Балкова // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2017. – № 12. – С. 201–206.

Оченева, Н. А. Работаем «ВКонтакте»: для чего нужно создавать группы в социальных сетях / Н. А. Оченева, М. Н. Фаст // Библиотечное дело. – 2019. – № 19 (349). – С. 1–15.

Скворцова, Е. А. Актуальные форматы продвижения чтения / Е. А. Скворцова // Библиотечное дело. – 2019. – № 22 (352). – С. 36–37.

ЯЧитаю: как в социальных медиа отражается чтение книг // Brand Analytics. – 2018. – https://br-analytics.ru/blog/ yachitayu/ (дата об-ращения: 05.03.2021).

Зубанова, Л. Б. Блогосфера как поле формирования коммуника-тивной активности читателя / Л. Б. Зубанова // Открытое образование. – 2012. – № 3. – С. 86–89.

Формула расчета ER в Инстаграм // SocialKit. – 2018. – https://so-cialkit.ru/formula-rascheta-erinstagram (дата обращения: 05.03.2021).

Schrøder, K. C. Making sense of audience discourses: towards a mul-tidimensional model of mass media reception / K. Schrøder // European Jour-nal of Cultural Studies. – 2000. – 3(2). – Р. 233–258.

Адорно, Т. Типы отношения к музыке / Т. Адорно. – http://open-textnn.ru/old/music (дата обращения: 09.03.2021).

Зубанова, Л. Б. Транзитная солидарность в современной сетевой культуре: между карнавалом и травмой / Л. Б. Зубанова, Н. Л. Зыхов-ская // Социологические исследования. – 2019. – № 5. – C. 119–128.

Jenkins, H. Convergence Culture: Where Old and New Media Col-lide / H. Jenkins. – New York : University Press, 2006


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.