Современная историография российского детства "эпохи катастроф"
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу исследований, раскрывающих историю детства в условиях военных катастроф – в период Первой мировой и Гражданской войн и актуальному состоянию изученности российского детства в 1914 – 1922 гг. Впервые эти темы были затронуты зарубежными исследователями. В российской исторической науке проблемами истории детства начали активно интересоваться в 1990-е – 2000-е гг. после перестройки, объявления политики гласности, открытия архивов и активного трансфера исторического знания. Обширный научный ландшафт раскрывает актуальные исследовательские проблемы и дискуссии (напр. вокруг вопросов установления детского возраста, хронологизации событий и др.); знакомит с теоретическими и методологическими базами тематических исследований; транслирует уровень междисциплинарности современных подходов. Основные дискуссионные проблемы и взгляды отечественных и зарубежных авторов варьируются вокруг таких тем, как: патриотическая мобилизация детей и юношей, социальные трансформации поведенческих практик, государственная политика в отношении к юным гражданам. Затрагивает темы беспризорничества, сиротства, детской преступности, голода, эвакуации и семейного патронирования. В статье обозначены дефициты и хорошо изученные фрагменты. Отдельный дискурс отведен проблеме детского текста, особенностям детского восприятия окружающей действительности и исследовательским рискам при работе с этими документами. В заключение авторы приходят к выводу, что историография российского/советского детства, обозначенного периода, представляет собой на сегодняшний день достаточно дисперсное исследовательское пространство, с неравномерно распределенным интересом ученых. В связи с этим делаются отдельные выводы о перспективах исследовательской работы по теме детства в кризисные периоды истории России начала XX в.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Kelly C. Children’s World: Growing Up in Russia 1890-1991. Yale University Press, 2007. – 714 p.
Кошелева, Е. О. Филипп Арьев и Российские исследования ис-тории детства // Вестник РГГУ. Серия: Философия, социология, ис-кусствоведение. 2010. № 15. С. 25 – 31.
Ромашова, М. В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. 2013. Вып 2. (22). С. 108 – 116.
Сальникова, А. А. Российское детство в XX веке: история, тео-рия и практика исследования. Казань, 2007. – 255 с.
Щербинин, П. П. Детская повседневность в период первой ми-ровой войны 1914 – 1918 гг. монография. Тамбов, 2015. – 256 с.
Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Фи-липп Арьес; [Пер. с фр. Яз. Я.Ю. Старцев]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. – 415 с.
Аксенов, В. Б. Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914 – 1918) / Владислав Аксе-нов. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. – 992 с.
Синова, И. В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX века – начале XX в.: проблемы социализации, девиантности и жестокого обращения / И. В. Синова. – Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2014. – 287 с.
Смирнова, Т. М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917 – 1940. М.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015. – 401 с.
Ball A. М. And now my soul is hardened: Abandoned children in Sov. Russia, 1918-1930 / Alan M. Ball. – Berkeley [etc.]: Univ. of California press, 1996. – XXI, – 335 p.
Бронфенбреннер, У. Два мира детства: Дети в США и СССР. Пер. с англ. / Ури Бронфенбреннер; [Послесл. Л. Божович и И. Кона]. – Москва: Прогресс, 1976. – 167 с.
Bernstein L. Fostering the Next Generation of Socialists. Patronirovanie in the Fledgling Soviet State // Journal of Family History. 2001. Vol. XXVI. № 1. P. 66 – 89.
Byford A. Science of the Child in Late Imperial and Early Soviet Russia // History of Education. 2017. VOL. 46, № 5, PP. 595 – 617.
Byford A. Trauma and Pathology: Normative Crises and the Child Population in Late Tsarist Russia and the Early Soviet Union, 1904 – 1924. The Journal of the History of Childhood and Youth, Volume 9, Number 3, 2016, pp. 450 – 469.
Creuziger C. G. K. Childhood in Russia: Representation and Reality. Lanham, Maryland: University Press of America, 1996. 158 p.
Kirschenbaum L. A. (2003). Small Comrades: Revolutionizing Childhood in Soviet Russia, 1917 – 1932. London: Routledge. – 232 p.
Neumann Matthias (2016) Mobilizing Children: Youth and the Patriotic War Culture in Kiev during World War I. In: Russia’s Great War and Revolution, 1914 – 1922. Slavica, Bloomington, pp. 279 – 306.
Сальникова, А. А. «Великая», «святая», «далёкая»…Первая мировая война в восприятии детей-современников // Россия и современный мир. № 2. Казань, 2009. С. 134 – 150.
Сальникова, А. А. Воображаемая история: прошлое в детской памяти // Античное наследие в последующие эпохи: рецепция или трансформация? Российский международный научно-образовательный симпозиум (Казань, 18-20 октября 2018 г.) / сост. И отв. ред Э.В. Рунг, Е.А. Чиглинцев. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 48 – 51.
Сальникова, А. А. Детский текст, его специфика и значе-ние для реконструкции детского восприятия и детской памяти в «эпоху российских катастроф» // Харьковский историографический сборник. 2006. № 8. С. 132 – 140.
Сальникова, А. А. Конец сказки: Первая мировая и Гражданская войны в восприятии детей-современников // Опыт мировых войн в истории России. Челябинск, 2007. С. 418 – 437.
Сальникова, А. А. Конструирование «детского» пространства советского города в 1917 – 1927 гг. (к постановке проблемы) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2017. Вып. 60. С. 222 – 237.
Смирнова, Т. М. «Лучше вывести и расстрелять»: Совет-ская власть и голодные дети (1917 – 1923 гг.) // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2003. С. 226 – 245.
Смирнова, Т. М. «Любимые дети Советской республики»: история патронирования детей в Советской России. 1918 – 1930-е гг. // Вестник РУДН. 2007. № 2. С. 25 – 37.
Смирнова, Т. М. Дети лихолетья: Повседневная жизнь советских детдомовцев. 1917 – начало 1920-х гг. // Материнство и детство в России XVIII – XXI вв. Ч. I. М., 2006. С. 255 – 299.
Щербинин, П. П. Социокультурные аспекты формирова-ния военного опыта детей в России и Германии (результаты и последствия Первой мировой войны 1914–1918 гг.) // Чичеринские чтения. Россия и мир после Первой мировой войны (к 90-летию окончания войны и подписания послевоенных соглашений): Матер. междунар. науч. конф. 11–12 нояб. 2008 г. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2009. С. 34 – 38.
Щербинин, П. П., Канаев, И. Н. Дети-шпионы и русская контрразведка в период Первой мировой войны 1914–1917 гг. // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 8 (64). С. 207 – 212.
Щербинин, П. П. «Антоновщина» сквозь призму восприятия детей и подростков: выбор жизненного пути и его последствия в первой четверти XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (80). Ч. 2. С. 113 – 115.
Асташов, А. Б. Дети идут на войну: из истории «детского вопроса» в России в годы первой мировой войны. Какорея. 2008. С. 101 – 113.
Балашов, Е. М. Школа в российском обществе, 1917-1927 гг.: становление «нового человека» / Е. М. Балашов; Российская акад. наук, Санкт-Петербургский ин-т истории. – Санкт-Петербург, 2003. – 236.
Морозова, П. А. Влияние Первой мировой войны на мировоззрение и повседневную жизнь российских школьников (1914 – 1918 гг.) // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных. Сборник материалов Всероссийской молодежной научной школы-конференции с международным участием. 2018. С. 240 – 249.
Пархоменко, В. «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию»: Юные добровольцы на фронтах Первой мировой // Родина. 2013. № 8. С. 142 – 145.
Синова, И. В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX века – начале XX в. // Уральский исторический вестник. 2016. № 3. С. 62 – 69.
Шуткова, Е. Ю. Советские политические репрессии в от-ношении несовершеннолетних (1917 – 1953 гг.): диссертация ... кан-дидата исторических наук: 07.00.02. – Ижевск, 2003. – 301 с.
Келли, К. Об изучении истории детства в России X IX - X X вв. // Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов / Сост. Г. В. Макаревич. М.; Тверь, 2008.
Smele J. D. The «Russian» civil wars, 1916 – 1926. Ten years that shook the world. London. Hurst & Company. 2015. 423 p.
Гетрелл, П. Беженцы и проблемы пола в России во время Первой мировой войны // Россия и Первая мировая война: матер. междунар. науч. коллоквиума. СПб., 1999. – 317 с.
Хобсбаум, Э. Д. Эпоха крайностей: короткий двадцатый век, 1914 – 1991 / Эрик Хобсбаум; [пер. с англ. Нарышкиной Е.М., Никольской А.В.]. – Москва: Независимая Газета, 2004. – 630 с.
Кравченко, Е. В. Что я думаю о войне или Первая мировая глазами детей (по материалам детских периодических изданий в России 1914 – 1917 гг.) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. Вып. 5. С. 1194 – 1202.
Никонова, О. Ю. Воспитание патриотов: Осоавиахим и военная подготовка населения в уральской провинции 1927-1941 гг.). М.: Новый Хронограф, 2010. – 488 с.
Литвинов, В. В. Дети и Гражданская война в России // Культура народов Причерноморья. 2012. № 228. С. 78 – 87.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.