Трансформация концепта «человек добр» в немецкоязычном экспрессионизме
Аннотация
В статье рассматриваются тексты Ф. Верфеля, Л. Франка и Э. Кестнера, в названии которых использован один из наиболее важных концептов экспрессионизма «Человек добр», что позволяет системно описать формы осмысления взаимоотношений человека и мира художниками 10–начала 30-х годов ХХ века. Указывается, что исследуемый концепт синтезирует в себе религиозные мотивы и революционно-футуристические поиски, актуальные для названных авторов. Подробно освещаются вопросы связи исследуемых текстов с творческой биографией писателей и контекстом эпохи. Концептный, мотивный и сравнительно-типологический анализ позволяет выделить семантическое ядро концепта и рассмотреть эволюцию черт, качеств и характеристик, определяющих понятие «Человек добр» у каждого из авторов. Устремленный к грядущему царству справедливости мессия, описанный Верфелем, со временем вытесняется важным для Франка образом рядового человека, способного к пробуждению и самопожертвованию во имя мира, а затем сменяется карикатурой на героя – убежденным в своей богоизбранности мещанином Кестнера. В статье определено, что разница в наполнении концепта «Человек добр» порождает различие в дискурсивных установках текстов от гимна, восхваляющего нового Человека, к тексту-призыву и к обвинению в безразличии и покорности.
Важными вопросами исследования являются также лексико-грамматическая организация концептонима, соотнесенность концепта «Человек добр» с набором мотивов и образов у каждого из авторов, проблемы взаимодействия текста с его «именем». Семантическая динамика концепта проявляется в его связи с мотивами движения, становления, музыки, а также с христианскими и эсхатологическими образами.
Делаются выводы о различии функций беспредикатного, ритмически несвязного с основным текстом заголовка стихотворения Верфеля и субъектно-предикативной формулы, используемой Кестнером в качестве заглавия и рефрена и пронизывающей весь его текст.Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Кржижановский, С. Д. Поэтика заглавий / С. Д. Кржижанов-ский. – М. : Никитинские субботники, 1931. – 33 с.
Salminen, А. Е. No Name: Paul Celan’s Poetics of Naming / А. Е Salminen // Kritike an online Journal of Philosophy. – 2010. – № 10. – р. 123–137. – URL: https://www.researchgate.net/publication/47671259_No_Name_Paul_Celan's_Poetics_of_Naming (дата обращения: 09.07.2021).
Булгаков, С. Н. Философия Имени / С. Н. Булгаков. – СПб : Наука, 1999. – 445 с.
Франк, Л. Слева, где сердце / Л. Франк. Избранное в 2 т. Т. 2. – М. : Терра- Книжный клуб, 2003. – С. 353–558.
Орлицкий, Ю. Б. Заголовочно-финальный комплекс и про-блема границ текста / Ю. Б. Орлицкий. // От события к бытию: грани творчества Галины Иванченко : [сборник научных статей и воспо-минаний] / сост. М. А. Козлова. – Москва : Издательский дом Госу-дарственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – С. 260-282.
Иванова, С. В. Языковые особенности поэтического заголовка: Акд... филол. наук / С. В. Иванова. – МПА-ПРЕСС, 2006. – 23 с.
Ламзина А. В. Заглавие / А. В. Ламзина // Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины /под ред. Л. В. Чернец. – М. : Высшая школа, 2000. – С. 63–72.
Клех, И. Искусство названий / И. Клех // Знамя. – 1999. – № 9. – URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=920 (дата обра-щения: 09.07.2021).
Орлицкий, Ю. Б. Заметки о заглавии / Ю. Б. Орлицкий, Н. Веселова // Арион. – 1998. – № 1. – URL: http://www.levin.rinet.ru/ABOUT/vesel-orl.htm (дата обращения: 10.07.2021).
Орлицкий, Ю. Б. Заглавие / Ю. Б. Орлицкий // Поэтика: сло-варь актуальных терминов и понятий / под ред Н.Д. Тамарченко. – М. : Изд-во Кулагиной, Intrada, 2008. – С. 73–74.
Млечина, И. Новый человек / И. Млечина // Энциклопедиче-ский словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. – М. :. ИМЛИ РАН, 2008. – С. 415–416.
Вежбицкая, А. Понимание культур через посредством ключевых слов / А. Вежбицкая / пер. А. Д. Шмелева. – М. : Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
Зусман, В. Г. Диалог и концепт в литературе: литература и музыка / В. Г. Зусман. – Н. Новгород : ДЕКОМ, 2001. – 167 с.
Hartmann, V. Religiosität als Intertextualität: Studien zum Problem der literarischen Typologie im Werk Franz Werfels / V. Hart-mann. – Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1998. – 351 S.
Жеребин, А. И. На рубеже веков / А. И. Жеребин // История австрийской литературы ХХ века. Том I. Конец XIX – середина ХХ века. – М. : ИМЛИ РАН, 2009. – С. 22–52.
Werfel, F. Der gute Mensch / F. Werfel // Einanre. – Leipzig – München : Kurt Wolff Verlag, 1915. – URL: https://www.literatisch.de/franz-werfel-einander.html (дата обращения: 09.07.2021).
Werfel, F. Die Versuchung: Ein Gespräch des Dichters mit dem Erzengel und Luzifier / F. Werfel. – Leipzig : Kurt Wolf Verlag, 1913. – 30 S.
Klarmann, A. D. Musikalität bei Werfel: Diss. / A. D. Klarmann. – Druck: Philadelphia, 1931. – 82 S.
Rudolph, K. Rebell im Maßanzug Leonhard Frank : die Biogra-phie / K. Rudolph. – Berlin : Aufbau, 2020. – 496 S.
Франк, Л. Человек добр / Л. Франк / пер. с нем. М. Елагиной. – Пг. – М. : Государственное издательство, 1923. – 168 с.
Сейбель, Н. Э. Мотив времени в романе Л. Франка «Оксен-фуртский мужской квартет» / Н. Э. Сейбель // Мировая литература в контексте культуры. – 2010. – № 5. – С. 67–69.
Grobmann, R. Gefühlssozialist im 20. Jahrhundert : Leonhard Frank 1882 - 1961 / R. Grobmann. – Frankfurt am Main ; Berlin ; Bern ; Bruxelles ; New York ; Oxford ; Wien : Lang, 2004. – 447 S.
Райх-Раницки, М. Моя жизнь / М. Райх-Раницки. – М.: НЛО, 2002. – URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/513591-7-marsel-rayh-ranitskiy-moya-zhizn.html#book (дата обращения: 09.07.2021).
Kästner, E. Gedichte // https://www.deutschelyrik.de/der-mensch-ist-gut.html (дата обращения 12.07.2021)
Пестова, Н. С. Экспрессионизм / Н. С. Пестова // Авангард в культуре ХХ века (1900 – 1930) : Теория. История. Поэтика : в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. – Кн. 1. – М. : ИМЛИ РАН, 2010. – С. 293–359.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.