Досуг молодежи в средних городах и мегаполисе на Урале: компаративный анализ

Елена Викторовна Грунт, Екатерина Александровна Беляева

Аннотация


В статье рассматривается специфика молодежного досуга в средних городах и мегаполисе одного из Уральских регионов, которая, безусловно, отличается наличием и распространенностью различных досуговых форм. Досуговые формы постоянно трансформируются в связи с общественным развитием, развитием ИКТ, модой. Молодежь, являясь достаточно активной группой, которая способна принимать все новое, быстро адаптируется к инновациям, способна к их созданию оказывается более вовлеченной в различные досуговые формы.

Исследование проведено в 2020 году в г. Екатеринбурге с использованием количественной – метод анкетного он-лайн опроса (n= 850) и качественной стратегии. (n= 5).

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в целом, городская молодежь сегодня тяготеет к пассивным, индивидуальным формам досуга. Доминирующими видами досуговой деятельности выступают формы, связанные с современными технологиями: интернет, дистанционное общение с близкими. Традиционные коллективные формы утрачивают свою актуальность. В то же время, молодежь, проживающая в мегаполисе, использует досуговую деятельность в том числе и для саморазвития.

В целом, исследование показало, что, несмотря на то, что и в мегаполисе, и в средних городах преобладающими выступают развлекательные, индивидуальные, инновационные формы досуговой деятельности, в средних городах влияние традиционных практик (чтения, общения с друзьями и т. д.) выражено сильнее.


Ключевые слова


свободное время, досуговая деятельность, досуговые формы, молодежь, досуг в мегаполисе и среднем городе

Полный текст:

PDF

Литература


Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. -2-е изд. - М: Изд-во полит. лит-ры, 1955-1981. - Т. 46. - С. 221

Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1991. – 575 с.

Dumazerdier, J. Ver une civilisation du loisir / J. Dumazerdier. – Paris : Pergamon, 1962. - 342 с.

Kaplan, M. Leisure in America: A Social Inquiry / M. Kaplan. – New York : John Wiley & Sons, 1960. – 368 p.

Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организациидосуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3, №4. С. 11-18. С. 12.

Дробинская Е.И. Свободное время и развитие личности. Л., 1983. 89 с. С. 7- 8.

Круглов Ю. Н. Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2004. с.8.

Адаховская Е.А. Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2008, 24 c.

Мурзина Е. И. Ценностные ориентации и досуг студенческой молодежи// Ученые записки .Алтайская государственная академия культуры и искусств. 2018. № 2 (16). С. 55 - 59. С. 58.

Шарковская H. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодежи// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 136 - 141. С. 137.

Туев В.В. Социокультурная деятельность: понятие и дефиниция // Социокультурная деятельность: теория, технология, практика : коллектив. моногр. Челябинск, 2005. Ч. I. С. 11-29.

Шарковская H. В. Аксиологическая направленность культурологических форм активного досуга современного студенчества// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 142 - 149. С. 146.

Цветкова И. В. Типология студенческой молодежи по формам досуга// Карельский научный журнал. 2017. Том 6. № 3 (20). С. 160 - 164. С. 161.

Бабоссова Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность// Социологический альманах. 2012. № 3. С. 336 - 344. С. 339.

Sennett R. The conscience of the eye. The design of social life of cities. N.Y.; L., 1990.

Лиферов А.П. Мегаполисы как центры развития корпоративного образования // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. № 57/58. URL: http://www.lko.ru/uploads/2010_3/liferov(1).doc (Дата обращения: 10.12.2021 г.).

Lynd R. Middletown. – N.Y., 1929.

Lynd R. Middletown in transition. – N.Y., 1937.

Лунева Н. А. Малые и средние города: Потенциал и пути развития в условиях рыночной экономики; на примере Воронежской области Автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. Воронеж, 2000.

Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа. М., 2012.- С. 504.

Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир: Развитие России глазами страноведа. М., 2009 – С. 369.

Васнев С.А. Статистика: Учебное пособие. - Москва: МГУП, 2001. 170 с. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/index.html?part-003.htm (дата обращения: 23.05.2020)

Остапенко Р. И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов / Р. И. Остапенко. Воронеж: ВГПУ, 2010. 76 с.- С. 53.

Чистяков В. А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. - № 2(132). – С. 197 – 201. С. 200.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.