Проблема художественного образования и провинциальная живопись второй половины XVIII – первой половины XIX в.

Анна Дмитриевна Акилова, Кирилл Николаевич Гаврилин

Аннотация


Статья посвящена истории развития художественного образования в русской провинции XVIII – XIX вв. Целью исследования является выявление различных подходов обучения провинциальных живописцев. Впервые рассматривается влияние учебных пособий и методов преподавания XVIII – XIX вв. на особенности техники живописи и художественного образа провинциальной портретной живописи – яркого, но недостаточно исследованного явления отечественного искусства. Методология исследования базируется на историко-культурном, формально-стилевом и иконографическом анализе провинциальной живописи, а также на результатах реставрационных и технико-технологических исследований. В провинциальном художественном образовании выделяются два подхода, хронологически соответствующие двум периодам. Первый период, охватывающий 1750-е – 1800-е гг., унаследовал архаичную систему ученичества, восходящую к традициям Московской Оружейной палаты. Техника живописи и художественное своеобразие портретов этого периода соотносится с иконописью и традициями парсунной живописи. Второй период, 1810-е – 1850-е гг., прежде всего, отмечен укреплением культурных связей между столицей и провинцией. Именно тогда происходит расцвет провинциальных художественных школ, ориентированных на Санкт-Петербуржскую Академию художеств. Провинциальная портретная живопись, с одной стороны, испытывает влияние академической школы, обновляя собственную живописную технику и художественный образ. С другой стороны, становится очевидным многообразие художественных тенденций, отмеченных неровным качеством, что говорит об усложнившейся социальной структуре общества, росте благосостояния и укрепления положения низших сословий, уверенно выступающих в роли заказчика живописных произведений. Расширение и рост художественного рынка русской провинции стимулирует школ и мастерских, появление ряда художников – оказавшихся в центре внимания широких слоев провинциального общества. Возникает и развивается дилетантизм, отмеченный специфической техникой живописи. Творческий путь многих русских живописцев начинался в провинции. Яркий пример представляет чугуевский период творчества И.Е. Репина, который впервые поставлен в контекст истории провинциальной живописи.

Ключевые слова


провинциальная живопись; художественное образование; русская живопись; портрет; художественный примитив

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.