Влияние марксистско-ленинской идеологии сталинской лингвокультуры на школьные учебники истории СССР 1930–1950-х годов
Аннотация
Рассматривается процесс становления и развития исторического образования в СССР под влиянием государственной политики 1930–1950-х гг., выраженной в постановлениях ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Анализируются истоки широкого распространения революционной терминологии в политической, общественной и обыденной жизни страны. Акцентируется внимание на формировании особой лингвокультуры советского общества после выхода сталинского «Краткого курса ВКП(б)». Актуализируется проблема влияния языка официальных документов, публичных выступлений партийных и государственный деятелей, «Краткого курса истории ВКП(б)», периодической печати, советских словарей 1930–1950-х гг. на лексику школьных учебников истории того времени. Подчеркивается значимость учебных изданий как проводников марксистско-ленинского понимания истории, инструмента влияния на мировоззрение советских школьников. Дается характеристика основных учебников указанного периода, приводятся примеры многочисленных употреблений конкретных слов, отражающих марксистско-ленинскую идеологию. Сообщаются краткие сведения об ученых, являвшихся авторами учебных изданий, о результатах конкурсов учебников, проводимых по инициативе партийных и государственных органов. Рассматриваются содержательные аспекты учебников, подвергающиеся корректировке в зависимости от идеологических установок. Делается вывод о школьных учебниках истории СССР как инструменте идейно-политического воспитания детей и молодежи советской страны.
Ключевые слова
историческое образование; марксизм-ленинизм; марксистское понимание истории; учебник истории СССР; «Краткий курс истории ВКП(б)»; лексика; И. В. Сталин; А. В. Шестаков; А. М. Панкратова.
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.